Описание методики рокича. Как проводится исследование? Группы инструментальных ценностей.

Презентация на тему: Методика ценностной ориентации Милтона Рокича

Описание методики рокича. Как проводится исследование? Группы инструментальных ценностей.

Подготовила Студентка 4-го курсаВолошкина Татьяна АлександровнаГруппа 37-03-01 «Психология»

2

Слайд 2: Автобиография М. Рокича

Имя при рожденииМендель РокичДата рождения27 декабря   1918Место рожденияХрубешув,  ПольшаДата смерти25 октября   1988  (69 лет)Место смертиЛос-Анджелес,  СШАСтранаСШАНаучная сферапсихологияМесто работыУниверситет штата МичиганАльма-матерКалифорнийский университет в БерклиНарады ; Получил почетную медаль  Курта Левина  на конгрессе  Американской психологической ассоциации  в  1984  и премию  Гарольда Лассуэлл  от  Международной ассоциации политической психологии  в  1988  году.

3

Слайд 3: Основные идеи

Разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности, понимая под ценностью устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими. Согласно Рокичу, ценностная ориентация так или иначе воздействует на любые общественные явления.

При этом Рокич полагает, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в  системы ценностей, причём все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в неодинаковой степени.

Разделив все ценности на терминальные (касающиеся целей индивидуального существования) и инструментальные (связанные с образом действий и достижения целей), Рокич провёл на рубеже 1960-70-х гг.

широкомасштабные полевые исследования на общенациональной американской выборке, предлагая респондентам иерархически ранжировать ценности из двух списков; затем Рокич проанализировал корреляцию результатов с полом, возрастом, доходом, образованием и другими свойствами опрошенных. По мнению  Д. А.

 Леонтьева, исследования Рокича были «наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследования ценностных представлений»ГодРусское названиеОригинальное название1960Открытый и закрытый разумThe Open and Closed Mind1968Верования, отношения, ценностиBeliefs, Attitudes, and Values1964Три Христа в ИпсилантиThe Three Christs of Ypsilanti1973Природа человеческих ценностейThe Nature of Human ValuesЖизненный путь М. Рокича

4

Слайд 4: Описание Методики: М. Рокич различает два класса ценностей: 1)терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2)инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации

ТерминальныеИнструментальные

5

Слайд 5: Теория Рокича Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценностей по Рокичу ) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни»

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу :общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;ценности организованы в системы;истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

6

Слайд 6: Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ : «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценностирангИнструментальные ценностирангАктивная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)Обработка результатовВыставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер: чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента; чем выше ранг, тем ниже значимость ценности. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

7

Слайд 7: Шкалы теста Рокича В результате проведения методики М.  Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬЗДОРОВЬЕИНТЕРЕСНАЯ РАБОТАКРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВАЛЮБОВЬМАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬНАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕПОЗНАНИЕПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬРАЗВИТИЕРАЗВЛЕЧЕНИЯСВОБОДАСЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬСЧАСТЬЕ ДРУГИХТВОРЧЕСТВОУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕИнструментальные ценности:АККУРАТНОСТЬВОСПИТАННОСТЬВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬНЕЗАВИСИМОСТЬНЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМОБРАЗОВАННОСТЬОТВЕТСТВЕННОСТЬРАЦИОНАЛИЗМСАМОКОНТРОЛЬСМЕЛОСТЬТВЕРДАЯ ВОЛЯТЕРПИМОСТЬЧЕСТНОСТЬЧУТКОСТЬШИРОТА ВЗГЛЯДОВЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

8

Слайд 8

Интерпретация результатовПолученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);индифферентные, безразличные (7-12);отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.Пример анализа результатов опросника РокичаНа рис.

3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп.Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.

Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.

9

Слайд 9: Вывод

Таким образом можно с полной уверенностью сказать что метод исследования ценностной ориентации Милтона Рокича применяется по сей деть, а так же является одним из действенных по выявлению и определению Ценности для каждого человека!Так же я провела собственное исследование применимое к моей личности на выявление (Инструментальных) ценностной ориентации по М. Рокичу, результат показал что для меня :1. Честь 2. Ответственность 3. Воспитанность 4. Трудолюбие 5. Аккуратность 6. Жизнерадостность 7.Самоконтроль 8. Дисциплинированность 9. Образование 10. Твёрдая воля 11. Широта взглядов 12. Чуткость 13. Независимость 14. Смелость в отстаивании своего мнения 15. Нетерпимость к своим и чужим недостаткам 16.Высокие запросы 17.Терпиливость к мнению других и прощать 18. Рационализм. (1056 : -0,090 Зона незначительного ) влияния.Источники : 1. http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii. 2. Волошкина Т.А. (собственная переработка ).

10

Последний слайд презентации: Методика ценностной ориентации Милтона Рокича

Источник: https://slide-share.ru/metodika-cennostnoj-orientacii-miltona-rokicha-98012

Система ценностей Милтона Рокича и ценностный опросник Шварца

Описание методики рокича. Как проводится исследование? Группы инструментальных ценностей.

Если вы так и не взялись за 7-шаговую методику выявления ценностей или застряли в ней, есть варианты полегче! Предлагаю ознакомиться с двумя большими исследованиями-инструментами: система ценностей Милтона Рокича и опросник Шварца.

Метод Милтона Рокича прост: вы берете готовый список ценностей по каждой из двух категорий и упорядочиваете его согласно своих индивидуальных предпочтений. Таким образом выделяете для себя самые главные ценности.

Система ценностей Милтона Рокича

Рокич считал, что ценности у всех людей схожи и образуют систему. Он рассматривал ценность как устойчивое убеждение. Можно вспомнить о пирамиде логических уровней (Дилтса), в которой убеждения и ценности находятся на одном уровне.

Ценность как устойчивое убеждение — вполне логичный подход, если учесть, что ценности и их различия у разных людей сформировались благодаря опыту каждого конкретного человека и влиянию окружения.

В целом об одном и том же ценностном понятии два человека могут говорить и называть их разными, схожими по смыслу словами.

Вторая особенность подхода Милтона Рокича — разделение ценностей на 2 класса:ценности целевые — убеждения о том, к чему в жизни стоит стремитьсяпримеры: благополучная обеспеченная жизнь, физическое и психическое здоровье, уважение, признание.Ценности инструментальные — убеждения, что определенные способы поведения более предпочтительны в большинстве жизненных ситуаций.

Примеры инструментальных ценностей: амбициозность, ответственность, широта взглядов.

Целевые ценности

  1. Материально обеспеченная, комфортная жизнь (A Comfortable Life; a prosperous life)
  2. Равенство возможностей для всех (Equality; brotherhood and equal opportunity for all)
  3. Увлекательная и активная жизнь (An Exciting Life; a stimulating, active life)
  4. Благополучие семьи, забота о близких (Family Security; taking care of loved ones)
  5. Свобода, свободный выбор, независимость (Freedom; independence and free choice)
  6. Здоровье физическое и психическое (Health; physical and mental well-being)
  7. Внутренняя гармония (Inner Harmony; freedom from inner conflict)
  8. Зрелая любовь, физическая и духовная близость (Mature Love; sexual and spiritual intimacy)
  9. Безопасность (National Security; protection from attack)
  10. Радостная жизнь, удовольствия, развлечения (Pleasure; enjoyable, leisurely life)
  11. Спасение души (Salvation; saved; eternal life)
  12. Самоуважение, здоровая самооценка (Self-Respect; self-esteem)
  13. Чувство достижения, долговременное сотрудничество (A Sense of Accomplishment; a lasting contribution)
  14. Общественное признание, уважение (Social Recognition; respect and admiration)
  15. Верные друзья, партнерство (True Friendship; close companionship)
  16. Мудрость, зрелое восприятие жизни (Wisdom; a mature understanding of life)
  17. Мир во всём мире, отсутствие войн (A World at Peace; world free of war and conflict)
  18. Восприятие красоты природы и искусства (A World of Beauty; beauty of nature and the arts)

Инструментальные ценности

18 инструментальных ценностей

  1. Амбициозность (Ambitious; hardworking and aspiring)
  2. Широта взглядов, непредубеждённость (Broad-minded; open-minded)
  3. Компетентность, эффективность (Capable; competent; effective)
  4. Аккуратность (Clean; neat and tidy)
  5. Смелость в отстаивании своих убеждений (Courageous; standing up for your beliefs)
  6. Умение и желание прощать (Forgiving; willing to pardon others)
  7. Готовность помогать (Helpful; working for the welfare of others)
  8. Честность, искренность (Honest; sincere and truthful)
  9. Креативность (Imaginative; daring and creative)
  10. Независимость, самодостаточность (Independent; self-reliant; self-sufficient)
  11. Образованность, рациональность (Intellectual; intelligent and reflective)
  12. Последовательность, рациональность(Logical; consistent; rational)
  13. Доброжелательность, заботливость (Loving; affectionate and tender)
  14. Верность, приверженность (Loyal; faithful to friends or the group)
  15. Исполнительность, уважение к другим (Obedient; dutiful; respectful)
  16. Вежливость, воспитанность (Polite; courteous and well-mannered)
  17. Ответственность (Responsible; dependable and reliable)
  18. Самоконтроль, самодисциплина (Self-controlled; restrained; self-disciplined)

Метод Рокича гораздо проще 7-шаговой методики выявления своих ценностей. Но «проще» не значит, что найденные ценности будут действительно вашими без «наводок». Такие списки, например, удобно применять для разработки и описания покупательских персон (аватаров) в маркетинге.

Как сделать эти ценности ближе себе, роднее? Добавить своих деталей, как в шаге 6 моей методики, — как эти ценности проявляются в реальной жизни, как вы их проявляете в действиях, как вы представляете их проявление к себе (например любовь и семейная жизнь).

Для тех, кто выявил свои ценности по методике 7 шагов:
Стоит посмотреть свой список: ценности каких категорий в него попали? Каких больше? Возможно стоит сделать для себя 2 личных ТОПа — целевые и инструментальные, может быть использовать что-то из списков Рокича.

На этом большие исследования ценностей не остановились. В 1992 г на базе методики Рокича профессор психологии Иерусалимского университета Шалом Шварц создал опросник.

Ценностный опросник Шварца

Базовый принцип опросника Шварца — деление всего набора ценностей на 2 категории: индивидуальные и социальные. Шварц изучал различные культуры и вывел 57 ценностей (30 существительных и 27 прилагательных) и 40 личностных профилей. Опрашиваемый оценивает свое отношение к каждой ценности и близость для себя каждого профиля. Это не быстро, однако считается достаточно точным.

После опроса необходимо подсчитать баллы, это дает итоговый индивидуальный порядок 10 ключевых типов ценностей. Полный список ценностей можно скачать в pdf.

10 мотивационных типов ценностей метода Шварца

  1. Власть (Power) — достижение социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми (богатство, авторитет, социальная власть, общественное признание, сохранение своего общественного имиджа);
  2. Достижение (Achievement) — личный успех и компетентность в соответствии с общественными нормами, которые обеспечивают социальное одобрение;
  3. Гедонизм (Hedonism) — наслаждение жизнью и чувственные удовольствия;
  4. Стимуляция (Stimulation) — потребность в новизне, разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности;
  5. Самостоятельность (Self-Direction) — стремление мыслить, принимать решения и действовать самостоятельно, творить и исследовать во своему выбору. Исходит из потребности в самоуправлении и независимости, автономности и самоконтроле.
  6. Универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Исходит из потребностей выживания групп и индивидов, необходимых при взаимодействии с представителями других групп или при расширении своей.
  7. Доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей. Исходит из потребности взаимодействовать позитивно, принадлежать группе и обеспечивать ее процветание. Проявления — лояльность, снисходительность, дружба, зрелая любовь, полезность, ответственность, честность.
  8. Традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные/религиозные обычаи и идеи. Мотивационная цель — проявлять уважение, принимать и следовать обычаям/идеям, которые существуют в культуре. Проявления — уважение традиций, умеренность, благочестие, принятие своей участи, смирение.
  9. Конформность (Conformity) — сдерживание и предотвращение действий и побуждений к действиям, которые не соответствуют социальным ожиданиям и могут навредить другим. Проявления — вежливость, уважение родителей и старших, послушание.
  10. Безопасность (Security) — безопасность для себя и других людей, стабильность общества и взаимоотношений, гармония.

Подведем итоги.

В зависимости от целей применения и обстоятельств, можно использовать один из трех методов выявления жизненных ценностей:

  • метод выявления своих ценностей за 7 шагов (с примерами более 200 ценностей);
  • метод Милтона Рокича — простой выбор из списка 36 ценностей, разделенных на целевые и инструментальные
  • ценностный опросник Шварца, использующий 57 ценностей и 40 личностых профиля для выявления порядка 10 ключевых ценностей
  • списки ценностей из метода Рокича и опросника Шварца можно скачать в PDF

Чтобы разобраться с ценностями, выстроить по ним цели и спланировать действия, запишитесь на консультацию.

Дополнительно рекомендую:

  • Колесо жизненного баланса онлайн

Источник: https://coaching-way.com/kak-vyjavit-svoi-zhiznennye-cennosti-za-7-shagov/sistema-cennostej-miltona-rokicha-i-oprosnik-shvarca/

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»

Описание методики рокича. Как проводится исследование? Группы инструментальных ценностей.

Тест Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентация – один из наиболее популярных опросников для диагностики ценностно-смысловой сферы личности. Во многом это определяется его простой какдля испытуемого, так и для экспериментатора:

  • респонденту вместо ответов на многочисленные вопросы нужно проранжировать (оценить значимость) 36 ценностей (2 группы по 18 в каждой);
  • психологу не нужно тратить силы на трудоемкую обработку данных по ключам – достаточно записать ответы испытуемого в сводную таблицу результатов эмпирического исследования.

Описание теста Рокича

Теория Рокича

Процедура проведения

Обработка результатов

Шкалы теста Рокича

Интерпретация результатов

Пример анализа результатов опросника Рокича

Описание теста Рокича

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценностей по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

Теория Рокича

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  3. ценности организованы в системы;
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

  • Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности

ранг

Инструментальные ценности

ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

Здоровье (физическое и психическое)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Интересная работа

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Исполнительность (дисциплинированность)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Наличие хороших и верных друзей

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Смелость в отстаивании своего мнения

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Чуткость (заботливость)

Счастливая семейная жизнь

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Творчество (возможность заниматься творчеством)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Честность (правдивость, искренность)

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Обработка результатов

Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.

Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:

  • чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента;
  • чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:

  1. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
  2. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
  3. ЗДОРОВЬЕ
  4. ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
  5. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
  6. ЛЮБОВЬ
  7. МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
  8. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
  10. ПОЗНАНИЕ
  11. ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
  12. РАЗВИТИЕ
  13. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  14. СВОБОДА
  15. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
  17. ТВОРЧЕСТВО
  18. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Инструментальные ценности:

  1. АККУРАТНОСТЬ
  2. ВОСПИТАННОСТЬ
  3. ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
  4. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
  5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  6. НЕЗАВИСИМОСТЬ
  7. НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
  8. ОБРАЗОВАННОСТЬ
  9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  10. РАЦИОНАЛИЗМ
  11. САМОКОНТРОЛЬ
  12. СМЕЛОСТЬ
  13. ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
  14. ТЕРПИМОСТЬ
  15. ЧЕСТНОСТЬ
  16. ЧУТКОСТЬ
  17. ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
  18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

Интерпретация результатов

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

  • предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
  • индифферентные, безразличные (7-12);
  • отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.

Пример анализа результатов опросника Рокича

На рис. 3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп.

Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.

Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii

Юрист прав
Добавить комментарий