Отличие консульства от дипломатического представительства. В чем разница между посольством и консульством

Посольство Испании. Испания по-русски — все о жизни в Испании

Отличие консульства от дипломатического представительства. В чем разница между посольством и консульством

Международное сотрудничество между РФ и Испанией контролируется важнейшим дипломатическим органом – посольством. Юридически территория официального представительства Испании является анклавом. Здание испанского посольства – это независимая от российских законов и указов территория.

Главой дипломатического органа с 2012 года является Чрезвычайный и Полномочный посол Хосе Игнасио Карбахаль Гарате. Он временно (до момента назначения другого посла) выполняет функцию представительства Королевства Испания в Российской Федерации.

Посольство Испании в России: полномочия и задачи                                                      

Основной задачей посла являются представление и защита государственных прав Испании в России. В целом посольство Испании в России создано для:

  • защиты интересов испанцев в России;
  • представительства прав страны в РФ;
  • проведения официальных переговоров, касающихся международного сотрудничества, с правительством РФ;
  • развития дружественных связей между Испанией и Россией и поощрения причастных к этому процессу людей;
  • выполнения некоторых консульских функций.

Испанское посольство во главе с Хосе Игнасио Карбахалем Гарате включает в себя такие отделы, как:

  • визовый;
  • экономический;
  • военный;
  • культурный;
  • туристический и т.д.

Таким образом, если у гражданина Испании возникают трудности и споры на территории России, то этот орган уполномочен их решить (в рамках международных законов двух стран).

Официальное посольство Испании в Москве призвано разрешать конфликтные ситуации, отстаивая права юридических и физических лиц.

Каждый гражданин Испании, проживающий или посещающий РФ, может защитить свои права под покровительством посольства.

Посольство Испании в Москве выполняет главную задачу – защиту интересов граждан Королевства Испания на территории РФ.

Второстепенная задача испанского посольства – развитие международного сотрудничества между двумя государствами.

Заказать консультацию

 В чем отличия консульства от посольства? 

Большинство людей, чья деятельность не связана с дипломатией, путают такие понятия, как консульство Испании и испанское посольство. Для того чтобы точнее разобраться в функциях дипломатического представительства и консульства, рассмотрим основные отличия этих двух органов.

  1. Посольство занимается решением политических вопросов сотрудничества по направлению Россия (Москва) – Испания (Мадрид). В свою очередь, консульство действует на местном уровне. В его полномочия входят оформление документов, выдача виз и паспортов.
  2. На территории страны (в данном случае – РФ) может быть множество консульств (представительства в разных городах). Дипломатическое представительство – только одно (располагается в Москве).
  3. Посольство Испании в России подчиняется МИДу. Консульство подчиняется посольству. Посла выбирает только глава Испании. Консула могут назначить без привлечения премьер-министра.

Консульство принимает граждан РФ с целью помощи в оформлении документации (паспорт, разрешение, виза), а посольство Испании открыто для испанцев с целью защиты их интересов на территории России.

Сфера деятельности консульств ограничивается защитой и консультированием юридических и физических лиц. Деятельность посольства Испании в России – это международное представительство одной страны в другой.

Имея представление о деятельности этих двух органов, можно значительно сократить время поиска информации. На некоторые вопросы можно получить ответы в Интернете. Посольство Испании имеет официальный сайт – www.maec.es.

Официальное посольство Испании в Москве: сайт, адрес, телефоны

Главное здание посольства расположено по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, 50/8 (ближайшая станция метро – «Баррикадная»).

Электронная почта: informae@maec.es, redessociales@maec.es

Телефоны в Москве: 783-92-81, 783-92-82, 783-92-83, 690-29-93, 690-30-02

Сайт посольства Испании: www.maec.es

Страница в

Для посещения посольства нужна предварительная запись!

В Москве также открыто второе представительство посольства по адресу: ул. Моховая, 7, 3-й этаж; БЦ «Моховая».

Телефоны 2-го представительства в Москве: 783-92-81, 783-92-82

Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» может предоставить информацию о расположении консульских учреждений на территории Испании, помочь в оформлении виз.

Мы имеем многолетний опыт и профессиональную команду для того, чтобы предоставить квалифицированную консультацию по таким вопросам, как иммиграционное право, переезд в Испанию с детьми, получение вида на жительство и т.д.

Статья оказалась полезной?

Да

(0) (0)

Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/558222

Посольство, консульство или визовый центр: куда подавать документы на визу?

Отличие консульства от дипломатического представительства. В чем разница между посольством и консульством

Люди, не сталкивавшиеся с оформлением визы, не всегда с легкостью осваивают этот многоступенчатый бюрократический процесс. Разобравшись с пакетом документов, они должны понять, где именно им подавать заявление на визу — в консульстве или визовом центре. Оба способа имеют свои плюсы и минусы и будут актуальны в разных ситуациях. Рассказываем, как сделать правильный выбор.

Путаница в терминах — частая причина, по которой люди приходят в замешательство при оформлении визы. Поэтому для начала определимся с понятиями.

  • Посольство — это главное дипломатическое представительство государства на территории другой страны. Оно возглавляется послом, представляет интересы своего государства в стране пребывания и решает политические вопросы высшего порядка.
  • Консульство — учреждение, защищающее интересы граждан своей страны на территории страны пребывания, а также занимающееся выдачей виз иностранным гражданам. Консульскими вопросами может заниматься как консульский отдел при посольстве, так и консульство как самостоятельный орган. Однако для заявителя это не имеет значения.
  • Визовый центр — коммерческая организация, которая осуществляет прием визовых заявлений у аппликантов, передачу этих заявлений в консульство и возврат паспортов заявителям, а также оказывает ряд сопутствующих услуг.

Как вы видите, посольство к выдаче виз имеет весьма опосредованное отношение. Таким образом, прием визовых документов осуществляют два учреждения: консульство и визовый центр.

Всегда ли стоит выбор между консульством или визовым центром?

Не всегда. Зависит от страны, на визу которой вы претендуете. Если вы планируете получить американскую визу, то выбор у вас невелик: подать заявление можно лишь через консульский отдел посольства США в Москве.

Аналогично и с Англией: прием документов на британскую визу осуществляется только официальными визовыми центрами TLScontact.

А вот если вы намереваетесь посетить одну из стран Шенгенского соглашения, вероятнее всего, вам придется выбрать либо консульство, либо визовый центр.

В чем разница подачи через консульство и через визовый центр?

Подавая заявление через консульство, вы обращаетесь напрямую в представительство страны, в то время как визовый центр будет оказывать для вас посреднические услуги. В таблице наглядно показаны плюсы и минусы обоих способов подачи:

КонсульствоВизовый центр
Необходима предварительная запись, ближайшие свободные часы могут найтись только на следующей неделе Предварительная запись чаще всего не нужна, заявители проходят в порядке живой очереди.
Ограниченное время приема заявителей. Как правило, консульство работает только в утренние часы. Как и в любой другой коммерческой организации, в визовых центрах удобный график работы с утра до вечера.
Дополнительные услуги, как правило, ограничиваются срочной подачей и ускоренным рассмотрением документов. ВЦ предлагает такие услуги, как проверка пакета документов, заполнение анкеты, копирование, фото на визу, оформление страховки, смс-уведомление о готовности паспорта и его доставка. Услуги, предоставляемые консульством, также можно оплатить в визовом центре.
При обращении в консульство вы обязаны оплатить только консульский сбор за визу. При оформлении через ВЦ вы оплачиваете, консульский сбор за визу, а также сервисный сбор центра. В среднем это выходит в полтора-два раза дороже.

Влияет ли способ подачи на срок оформления визы?

Время, которое потребуется на проверку ваших документов, одинаково в любом случае. Значение имеет дата подачи. В визовый центр можно прийти в любой рабочий день. Консульство назначает вам ближайшее свободное время. Иногда это завтрашний день, а иногда — следующий месяц.

В каких ситуациях лучше обращаться в визовый центр, а в каких — в консульство?

Если вы впервые столкнулись с оформлением визы, не знаете всех нюансов и испытываете неуверенность в себе, будет надежнее обратиться в визовый центр.

Там ваш пакет проверят на наличие всех необходимых документов, а при необходимости помогут заполнить анкету.

Да, вы переплатите, но, скорее всего, потратите на весь процесс куда меньше нервов и сил, а ваши шансы на получение визы увеличатся.

Визовые центры также актуальны в случае, если в вашем городе просто нет консульства нужной вам страны, и траты на поездку в другой город превышают стоимость подачи через визовый центр. Наконец, если часы приема в консульстве заняты на несколько недель вперед и вы просто не успеваете податься в срок, то вам ничего не остается, как идти в визовый центр.

Напрямую в консульство, как правило, обращаются бывалые заявители: они хорошо разбираются в документах и процессе подачи. Однако отсутствие опыта в получении визы — не повод переплачивать визовому центру. Если вы самостоятельно заполнили анкету, уверены в своем пакете документов и не сильно ограничены по срокам, смело обращайтесь в консульство. 

Источник: http://www.efl-study.ru/blog/detail/posolstvo-konsulstvo-ili-vizovyy-tsentr-kuda-podavat-dokumenty-na-vizu/

Чем посольство отличается от консульства

Отличие консульства от дипломатического представительства. В чем разница между посольством и консульством

Зачастую при внешнем сходстве разных понятий люди путаются в их определениях, и это в дальнейшем может добавить некоторых сложностей к приятной заграничной поездке.

Например,  тем, кто собирается посетить страны шенгенского соглашения, рано или поздно приходится разбираться в различиях между национальной и шенгенской визами.

И тем более,  каждый человек, выезжающий за границу, помимо основных правил выезда, должен также знать, чем отличается консульство от посольства.

Это пригодится при появлении трудных ситуаций на чужой территории, когда можно обратиться за помощью к друзьям, близким и соответствующим органам.

Что может сделать гражданин, если появилась проблема за пределами родины? В такой момент необходимо обращаться в посольство или консульство.

Эти органы созданы для решения важных вопросов, но нужно помнить о различиях. Существенна ли разница между ними?

Посольство РФ в США

Что представляют собой организации?

Для того чтобы выяснить, чем отличается одна организация от другой, требуется знать их определения. Посольством принято называть дипломатическое представительство, располагающееся за границей.

Этот орган решает вопросы, связанные с политикой, и передает данные своей родине о состоянии дел в государстве пребывания. Организация является единственной в своем роде и находится в столице. Ее создают там, где есть отношения дипломатического характера.

Направляющая страна является владельцем территории организации.

Посольство Словении в Москве

Консульство расположено за границей и занимается решением проблем, возникающих у физических и юридических лиц. Их число может быть разным и зависит от габаритов государства и его потребностей. По данным критериям выделяют:

  • консульство;
  • агентство;
  • генеральное представительство;
  • вице-консульство.

Консульство США в Санкт-Петербурге

В большинстве случаев оказывается помощь в получении бумаг и прочей документации, а также организация выдает визы.

В ситуациях, когда нет дипломатических отношений с другим государством, консульство может выполнять функции посольства.

Направляющая страна становится владельцем его территории, если она входит в состав представительства. Основанием для выполнения работы являются законы направляющей территории.

Управление и разница учреждений

Руководящую должность занимает посол с полномочиями. Он становится дипломатом с соответствующим иммунитетом. В его распоряжении находятся заместители, секретари, старшие советники и атташе. Представлять и защищать государственные интересы — это основные функции посла. Иностранные посольства и послы подчиняются Министерству иностранных дел.

Джон Теффт, посол США в России

Сенат или подобные ему органы занимаются назначением консула. Среди его основных функций присутствуют защита и предоставление прав родины в месте пребывания. Оказание помощи происходит не только в юридическом плане, но и при возникновении семейного конфликта, в качестве поддержки граждан в социальном плане.

Министерство иностранных дел также является главенствующим органом для организации, но когда возникают серьезные случаи, она обращается в представительство.

Пошаговая инструкция записи на прием в консульство РФ для граждан Казахстана в этом видео:

Многие задаются вопросом, чем отличается консульство от дипломатического представительства? Разница органов в следующем:

    1. является дипломатическим представительством;
    2. решает проблемы, связанные с политическими отношениями между странами;
    3. в стране может быть одно представительство;
    4. руководство выбирает глава страны;
    5. создано на заграничной территории с заключенным соглашением;
    6. в подчинении у Министерства иностранных дел.
    1. пребывает в подчинении у посольства;
    2. является учреждением по решению гражданских вопросов в чужой стране;
    3. занимается получением документов и оказанием помощи юридическим и физическим лицам;
    4. учреждение может быть не одним и располагаться в разных крупных по масштабу городах;
    5. назначение консула — функция сената или подобного ему органа;
    6. дипломатическое соглашение не является обязательным.

Знание различий учреждений позволяет быстро решить возникшие проблемы.

О важных аспектах работы консульства на примере выдачи виз в США рассказывается в этом видео:

При этом информация о системе управления также является полезной. Все нюансы посещения чужой страны необходимо уточнять заранее, чтобы по незнанию не оказаться в затруднительном положении.

В этом помогут специальные агентства и компании, ведущие такую деятельность и выполняющие соответствующие функции. Узнать подробную информацию можно на официальных сайтах органов.

Посольства и консульства иностранных государств предоставляют необходимые сведения каждому гражданину, планирующему выезд за границу.

Источник: https://visasam.ru/oformlenie/uchrezhdeniya/chem-otlichaetsya-posolstvo-ot-konsulstva.html

Чем отличается консульство от посольства? | ДОКУМЕНТЫ БЕЗ ГРАНИЦ

Отличие консульства от дипломатического представительства. В чем разница между посольством и консульством

Отправились за границу, и внезапно возникли серьезные проблемы? Как поступить и к кому обратиться? Одни говорят идти в посольство, другие советуют — в консульство.

Хорошо, если и то, и другое в одном городе или даже в одном месте. А если нет? Разберемся, куда направиться простому человеку на территории иностранного государства за правовой помощью.

Стоит лишь понять, чем отличается консульство от посольства.

Чем отличается консульство от посольства

Посольство – это орган, который учреждает одно государство на территории другого. Оно является дипломатическим представительством.

Основная цель деятельности посольства – дипломатические отношения двух стран, политические вопросы между ними, подписание международных договоров, ведение переговоров, урегулирование разногласий между странами от имени своей страны и оповещение своего правительства о политической обстановке.

Возглавляет посольство чрезвычайный и полномочный посол. Посольство в каждой стране только одно. Уникальность каждого посольства в том, что его территория является суверенной территорией той страны, которая учредила этот орган. Не смотря на то, что находится все это в другом государстве.

Это также и существенное отличие консульства от посольства. Но консульство может работать при посольстве, как отдел, а значит на территории своего родного суверенного государства. Так чем же отличатся консульство от посольства?

Консульство – это учреждение, которое также, как и посольство, находится на территории иностранного государства. Но обладает оно иными функциями.

Консульство призвано решать вопросы по защите прав и интересов не только страны, но и граждан, и юридических лиц за рубежом.

Путь в консульство заказан для тек, кто приехал заграницу и попал в затруднительное положение, ищет правовой помощи или решения других гражданских вопросов.

Отличие консульства от посольства

Работа консульства не такая высокая по статусу и глобальная, как у посольства. Консульство в основном занимается документами, помогает каждому отдельному человеку или фирме в работе с другой страной. Консульство имеет важное значение для отдельных людей — вот в чем отличие консульство от посольства.

Глав консульских учреждений делят по классам: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

Консульства могут быть отдельными учреждениями или же подчиняться посольству, как консульский отдел. Отличается посольство от консульства тем, что при отсутствии дипломатических отношений, посольство в стране не учреждается. А вот консульство может работать и в некоторых случаях выполнять задачи посольства. Но и консульские учреждения открывают только с согласия страны пребывания.

Консульские учреждения подразделяются по классам: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Их открываются по решению правительства страны-учредителя. Должны быть также международные договора с принимаемой страной. Правительство также определяет, а принимающая страна одобряет местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ.

Консульство и посольство — различия в местоположении

В столицах стран, где располагаются иностранные посольства, чаще всего консульства работают как отделы при посольствах. Консульское учреждение возглавляет полномочный посол иностранного государства.

Для работы консульских учреждений отводят консульские округа. Это территория, на которую распространяются консульские функции. На территории консульского округа могут работать канцелярии и отделения консульского учреждения по согласию с принимающей страной.

Если кратко определить, что именно создает различие консульства и посольства, то важно следующее. Политические вопросы решаются в столицах, поэтому посольство открывается именно в столице. Потребность в консульстве появляется, если необходимо обслуживать большое количество граждан, которые живут по всей стране. Поэтому консульских учреждений в иностранном государстве может быть несколько.

Чтобы окончательно понять различия между посольством и консульством, мы приводим список основных функций консульства. Они помогут вам сориентироваться в сложной ситуации, будучи за границей.

Мы идем в консульство, если необходимо:

  • оформить и получить документ, удостоверяющий личность гражданина, оформить временный документ, удостоверяющих личность гражданина и дающих право на въезд (возвращение) на родину,
  • оформить визы для иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • принять меры по охране прав и законных интересов гражданина, задержанного, взятого под стражу, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму.
  • принять меры по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан;
  • содействие гражданам на территории консульского округа в избирательных прав при проведении выборов определенных уровней;
  • зарегистрировать акт гражданского состояния;
  • применение нотариальных действий;
  • иностранным официальным документам пройти консульскую легализацию для представления на территории той страны, чьи интересы представляет консульство;
  • истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;
  • принятие мер по охране прав и законных интересов граждан на территории консульского, для опеки и попечительства;
  • оказание содействия морским судам, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в стране консульства, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;
  • принять меры по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защите;
  • принять меры по учету, сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, памятников, памятных знаков, мемориалов.

Консульства ведут учет граждан своей страны, временно пребывающих или постоянно проживающих на территории консульского округа, решать вопросы гражданства или исполнять решения по вопросам гражданства.

Могут появляться и другие функции в рамках международных договоров или внутреннему законодательству.

Что не зависит от различия между посольством и консульством

Очень частое заблуждение проявляется в ситуации, когда гражданам требуется апостиль на документы. Помните, что апостиль не проставляют ни в посольстве, ни в консульстве.

Уезжая в другую страну, многие не знают, что апостиль для легализации документом необходимо проставлять заранее на родине.

Этот штамп, заверяющий аутентичность документа по Гаагской конвенции 1961 года, проставляют только в стране, где выдали документ.

Именно поэтому не стоит идти французу за апостилем в Генеральное консульство Франции в Санкт-Петербурге. И РФ, и Французская Республика присоединились к упомянутой конвенции, а значит легализовать документ необходимо апостилем.

Если же одна из стран (страна выдачи документов или принимающая страна) не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то потребуется консульская легализация. Вот тогда то и направляемся за завершающим заверением в консульство принимающей страны. В этом случае различия между посольством и консульством стираются, т.к. обслуживание проводит консульский отдел посольства.

Так, например, в консульстве Канады в России могут провести процедуру консульской легализации для документов РФ или другой страны и наоборот.

Источник: https://apostilleru.online/consulstva/posolstva-consulstva/

Рсмд :: рф и сша: правовой анализ нарушений дипломатических иммунитетов и привилегий

Отличие консульства от дипломатического представительства. В чем разница между посольством и консульством

Автор:

Амина Нагиева, к.ю.н., доцент кафедры Международного права МГИМО МИД РоссииОдной из самых обсуждаемых тем в двусторонних отношениях между Москвой и Вашингтоном стал вопрос об ограничительных мерах, введенных США в отношении имущества дипломатического представительства и консульских учреждений России.

29 декабря 2016 г.

президент США Барак Обама одобрил ряд новых антироссийских санкций, объявив persona non grata 35 сотрудников посольства в Вашингтоне и генерального консульства в Сан-Франциско, а также закрыв доступ в две загородные резиденции дипломатического представительства России в штатах Нью-Йорк и Мэриленд.

В МИД РФ тогда заявили, что администрация Б. Обамы, нарушая международное право, пошла на фактическую экспроприацию российской госсобственности.

В свою очередь, российская сторона на протяжении длительного времени предпринимала попытки уладить сложившуюся ситуацию дипломатическим путем и ограничивалась лишь предупреждениями о возможности введения ответных мер в отношении дипломатического представительства США в России и членов персонала представительства.

Flickr/jsogoВена, дворец Хофбург, в 1961 г. здесь была подписана Венская конвенция о дипломатических сношениях

В итоге 28 июля 2017 г.

МИД РФ сделал заявление, согласно которому до 1 сентября количество персонала, работающего в посольстве США в Москве, в генеральных консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, должно быть сокращено в точном соответствии с числом российских дипломатов и сотрудников технического персонала, которые находятся в США. Более того, с 1 августа приостановилось использование посольством США всех складских помещений на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном Бору. Таким образом, общее количество персонала дипломатического представительства и консульских учреждений США, аккредитованных на территории РФ, сокращается до 455 сотрудников. Исходя из принципа паритетности, отраженного в многочисленных международных соглашениях, в том числе в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., ответные меры со стороны России носят абсолютно правомерный и обоснованный характер.

Неприкосновенность помещений: правовая оценка

Меры, предпринятые США, представляют собой серьезные нарушения международно-правовых документов, в частности, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., где в ст.

30 говорится, что «частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства», а это означает, что резиденция, как и помещения дипломатического представительства пользуется полной неприкосновенностью.

Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства и на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты этих помещений от всякого вторжения или нанесения ущерба (ст.22).

Вопрос о возможности изъятия или конфискации помещений представительства остается открытым, так как в самой Венской конвенции 1961 г. ничего об этом не говорится.

Однако на практике имели место такие события, как, например, случай в Нигерии в 1975 г., когда власти страны потребовали от США сменить помещение посольства, поскольку в соседнем здании находилась канцелярия правительства.

На отказ подчиниться приказу, власти Нигерии ввели военных в задние посольства США и вынудили его покинуть.

Нередки случаи, когда рядом с территорией посольства ведется строительство новых объектов.

В такой ситуации власти государства пребывания должны предоставить альтернативные помещения либо согласовать этот вопрос с дипломатическим представительством. Так, например, при строительстве метро в Лондоне в 1966 г.

«застройщик» Foreign Office получил предварительное согласие примыкающих дипломатических представительств и согласился компенсировать ущерб в случае повреждения помещений посольств.

Неприкосновенность помещений подразумевает, что не допускается вступать на территорию посольства без согласия главы дипломатического представительства, производить обыск помещений, реквизицию, арест или иные исполнительные меры.

Аналогичное положение о неприкосновенности помещений распространяется и на помещения консульского учреждения.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

говорится: «власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства» (ст. 31).

Данная норма нашла отражение во многих двусторонних консульских конвенциях. Так, например, в ст. 17 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г. сказано: «здание или часть здания, используемые для целей консульского учреждения неприкосновенны.

Полиция или другие власти государства пребывания не могут вступать в помещения консульского учреждения иначе, как с согласия главы консульского учреждения, исполняющего обязанности главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства в государстве пребывания. Такое же положение содержится и в двусторонних конвенциях с Великобританией, Японией, Францией, Италией и Швецией.

Исключением из этой общей нормы является «пожарная оговорка», которая была закреплена в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., согласно которой, «…согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».

Например, в 1977 г. по просьбе посла США в Москве советские пожарные приняли участие в ликвидации пожара в посольстве США.

Следует заметить, что в настоящее время положение о «пожарной оговорке» применяется по аналогии и к помещениям дипломатических представительств и находит отражение во многих двусторонних соглашениях об установлении дипломатических и консульских отношений между государствами.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. в отличие от Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

предусматривает возможность отчуждения помещений консульского учреждения в целях обороны и общественных нужд.

В таком случае должны предприниматься все возможные меры во избежание нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачиваются «соответствующие эффективные компенсации».

Любое нарушение властями государства пребывания статуса неприкосновенности помещений дипломатического представительства и консульских учреждений может привести к серьезным последствиям на уровне двусторонней дипломатии.

История дипломатических отношений наших государств уже знает такие примеры, как грубое вторжение Нью-Йоркской полиции в помещение Генерального консульства СССР в Нью-Йорке в 1949 г.

, которое привело к взаимному закрытию консульских учреждений СССР и США.

Личная неприкосновенность

Соблюдение принципа паритетности в установлении численного соотношения сотрудников дипломатического представительства закреплено в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

, в которой говорится, что «при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства» (ст. 11).

Что касается основания для высылки дипломатов, то в конвенциях предусматривается положение о persona non grata, суть которого заключается в следующем: «государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. В случае если аккредитующее государство не предпринимает надлежащие меры по отзыву соответствующих дипломатов в пределах разумного срока, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства».

Из практики применения процедуры persona non gratа, можно констатировать, что, как правило, основанием для столь серьезных действий является обвинение в шпионаже или в совершении иных тяжких преступлений.

Из положений Конвенции очевидно, что для высылки дипломатов должны быть весомые основания и должна соблюдаться указанная процедура, чего не было соблюдено в отношении наших дипломатов в США.

Источник: https://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/rf-i-ssha-pravovoy-analiz-narusheniy-diplomaticheskikh-immunitetov-i-p/

Юрист прав
Добавить комментарий