Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

Обстоятельства смягчающие ответственность за санитарные правонарушения

Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

  • 1 Смягчающие вину обстоятельства при наложении административного наказания
    • 1.1 Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение
    • 1.2 Добровольное прекращение противоправного поведения
    • 1.3 Добровольное сообщение лицом о совершенном административном правонарушении
    • 1.4 Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия уполномоченным органам
    • 1.5 Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения
    • 1.6 Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор)
    • 1.7 Добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда
    • 1.8 Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
    • 1.9 Совершение административного правонарушения несовершеннолетним
    • 1.10 Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка
    • 1.11 Малозначительность административного правонарушения
    • 1.12 Особенности правоприменения смягчающих вину обстоятельств
  • 2 Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
  • 3 К обязательствам смягчающим ответсвенность за санитарные правонарушения относится
  • 4 Когда наступает уголовная ответственность за санитарное правонарушение, кто налагает, смягчающие обстоятельства
  • 5 Административное взыскание (возмещение) в 2019 году — что это такое, за санитарные правонарушения

Статья 4.1 Кодекса об административных правонарушениях требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности.

По смыслу вышеупомянутой статьи смягчающими могут быть только те обстоятельства, которые не имеют отношения к элементам состава административного правонарушения. Перечень смягчающих вину обстоятельств дан в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается в первую очередь осознание им противоправности своего поведения, отрицательное отношение к нему.

Раскаяние должно быть деятельным, смягчающим обстоятельством оно становится лишь при условии активного участия виновника в раскрытии всех обстоятельств совершенного деяния. Правонарушитель, кроме того, должен разъяснить мотивы и причины своих поступков.

Добровольное прекращение противоправного поведения

Под добровольным прекращением следует понимать добровольную и окончательную остановку начатого правонарушения при осознании лицом возможности реального его завершения.

Таким образом, добровольное прекращение противоправного поведения может быть учтено в качестве смягчающего вину обстоятельства при условии, что оно характеризуется следующими признаками: добровольностью, окончательностью и осознанием возможности доведения до конца начатого преступного деяния.

Добровольность означает, что лицо по своей воле, по собственному желанию сознательно прекращает начатое правонарушение, мотивы принятия такого решения в данном случае не важны.

Окончательность предполагает, что правонарушение не прерывается на какое-то время, а лицо прекращает его полностью и окончательно. Добровольное прекращение не имеет места в ситуации, когда не удалось довести до конца запланированное противоправное деяние в силу объективных причин и осуществление преступных планов пришлось перенести на более поздний срок.

Не менее важный критерий — осознание субъектом административной ответственности возможности доведения правонарушения до его логического завершения. Насколько его представления реалистичны, в данном контексте не учитывается.

Ситуация, созданная в ходе противоправного деяния, сама по себе может не предполагать запланированной развязки.

Нарушителю может быть не известно об объективных препятствиях на пути к его цели, между тем, будет учтено, что достижение намеченного результата представлялось ему осязаемой перспективой.

Добровольное сообщение лицом о совершенном административном правонарушении

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ.

Важно отличать его от деятельного раскаяния. Виновник должен самостоятельно заявить о совершенном правонарушении.

Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик.

Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а об упомянутом выше деятельном раскаянии.

Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия уполномоченным органам

Такое содействие состоит в активных действиях виновного, направленных на сотрудничество с органом, уполномоченным осуществлять производство по делу об административном правонарушении.

таких действий может быть самым разнообразным: лицо дает правдивые и полные пояснения, в том числе по фактам, ранее неизвестным уполномоченным органам, раскрывает имеющие значение детали своего проступка, называет лиц, которые могут дать свидетельские показания, предпринимает иные шаги для раскрытия всей полноты обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения

Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло.

Наступлением вредных последствий может характеризоваться объективная сторона состава административного правонарушения, между тем, важно помнить, что подавляющее большинство административных правонарушений (в отличии от преступлений) имеют формальный состав. Правонарушение с формальным составом не предусматривает наступления материального вредного последствия, единственной характеристикой его объективной стороны будет противоправность.

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало правонарушений с материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий.

Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что смягчающим обстоятельством предотвращение вредных последствий будет, прежде всего, для правонарушений с формальным составом. Так как без наступления вредных последствий говорить о правонарушении с материальным составом нельзя.

Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор)

Одной из мер, принимаемых должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, является выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пп.1) ч.1 ст. 17 ФЗ № 294 от 17 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Если выявленное нарушение предусматривает привлечение лица к административной ответственности, то исполнение предписания до вынесения постановления органа или должностного лица по делу об административном правонарушении будет считаться смягчающим обстоятельством.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Следует учитывать, что даже если выявленное в ходе мероприятий государственного контроля (надзора) нарушение не влечет за собой административной ответственности, выданное предписание об устранении нарушений все равно необходимо исполнять вовремя.

Как раз на такой случай в КоАП предусмотрен специальный состав административного правонарушения: «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» (ст. 19.5. КоАП РФ).

Добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда

Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда — действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного имущества, либо предоставление равноценного имущества.

По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное возмещение лицом, совершим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда предполагает совершение указанных действий до привлечения лица к административной ответственности и назначения ему наказания.

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств

Вынесенные в заголовок раздела смягчающие обстоятельства будут учтены только при условии признания субъекта административной ответственности вменяемым.

Слабоумие, невменяемость или другие болезненные состояния психики отнесены к группе обстоятельств исключающих административную ответственность (ст. 2.8. КоАП РФ).

Что бы подтвердить наличие в действиях лица признаков аффекта требуется экспертная оценка. Выводы экспертов в дальнейшем могут быть учтены в процессе административного производства.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами, как правило, понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и явилось совершение административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним

Административная ответственность несовершеннолетних применяется с существенными оговорками и в особом порядке (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему специфических административных мер воспитательного воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, например, ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Источник: http://dk-kupavna.ru/obstoyatelstva-smyagchayuschie-otvetstvennost-za-sanitarnye-pravonarusheniya/

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения – с какого возраста могут привлечь, смягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

В Российской Федерации всем гражданам государство гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, то есть безопасную для здоровья среду обитания, без воздействия вредных факторов.

В том числе оно достигается путем установления требований, обязательных для выполнения субъектами предпринимательской деятельности, самими гражданами и госорганами (ст. 1-2 ФЗ-52 о санитарно- эпидемиологическое благополучии).

За их нарушение предусмотрена ответственность.

Наказания накладываются уполномоченными органами в установленном порядке с соблюдением прав привлеченных к ответственности лиц. Виды административных взысканий за санитарные правонарушения будут рассмотрены далее в статье.

Виды ответственности

Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:

  • административная (глава 6 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
  • дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.

Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.

Обращение с ТКО с 1 января 2019 года – что это за графа в квитанции ЖКХ

Процедура наложения взыскания

Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.

Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения?

Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.

С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения?

В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.

Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние допустившего нарушение лица;
  • «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
  • принятие действий для предотвращения вредных последствий;
  • добровольное прекращение самих действий;
  • оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
  • возмещение вреда;
  • устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
  • признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.

Кем налагается дисциплинарное взыскание?

Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.

Каков срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение?

Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.

Виды взысканий за санитарные нарушения

Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.

Норма КоАП РФСанкция, размер, штраф в рублях
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятийПредупреждение или штраф:граждане — от 100 до 500должностные лица — от 500 до 1000;ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток;юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспортаШтраф и приостановление деятельностиГраждане — от 500 до 1000,должностные лица от 1000 до 2000,ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток,юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок
6.5 Нарушение требований к водеГраждане — от 1000 до 1500Должностные лица — от 2000 до 3000ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 сутокЮрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведенияхГраждане — от 1000 до 1500Должностные лица — от 5000 до 10000ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 сутокЮрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитанияДолжностные лица — от 3000 до 7000Юрлица — от 30000 до 70000Повторное нарушениеДолжностные лица — от 10000 до 15000Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток

Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.

Источник: https://zakon-navigator.ru/vidy-otvetstvennosti-za-sanitarnye-pravonarushenija-chto-vazhno-znat/

Обстоятельствам смягчающим ответственность за санитарные правонарушения относится. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

Источник: https://domjilserv.ru/pasport-rf/obstoyatelstvam-smyagchayushchim-otvetstvennost-za-sanitarnye.html

Юрист прав
Добавить комментарий