Требования к отчетности пэк. Как составить отчет по ПЭК. Требования к программе

Отчетность по программе ПЭК

Требования к отчетности пэк. Как составить отчет по ПЭК. Требования к программе

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 67 устанавливает требования к производственному контролю в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Согласно закону, производственный экологический контроль осуществляется для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения законодательных требований в области охраны окружающей среды. Юридические лица и ИП, которые имеют объекты негативного воздействия I, II и III категорий, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), по данной программе проводить контроль, полученные данные документировать и хранить.

Требования к программе содержатся в приказе Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Согласно требованиям статьи 67 и приказа № 74, программа должна содержать разделы:

  1. общие положения;
  2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  3. сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  4. сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  5. сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  6. сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  7. сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Кроме того, программа для объектов I категории дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля.

Система должна быть создана не позднее чем через 4 года после получения комплексного экологического разрешения.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля, требования к средствам измерения и учета, фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов ОНВ утверждаются Правительством Российской Федерации.

Система автоматического контроля должна представлять собой автоматизированный комплекс измерительного оборудования, снабженный системой считывания в постоянном режиме показателей выбросов и сбросов, сбора этих сведений, хранения и передачи в государственный реестр объектов ОНВ.

На данный момент подзаконные акты не приняты. Приказ № 74 на данный момент эти требования не включает, других нормативных актов, разъясняющих порядок разработки программы с учетом автоматических систем контроля пока нет.

При составлении и осуществлении ПЭК необходимо включать в программу в первую очередь вещества, характеризующие применимые технологии и особенности производства. Такие вещества называют маркерными.

В соответствии с ПНСТ 22-2014 «Наилучшие доступные технологии. Термины и определения», «Маркерное вещество — наиболее значимый представитель груп­пы веществ, внутри которой наблюдается тесная корреляционная связь, выбира­емый по определённым критериям. Особенностью маркерного вещества является то, что по его значению можно оценить значения всех веществ, входящих в группу»

Перечень маркерных веществ по каждой из отраслей промышленности, относящихся к сфере применения наилучших доступных технологий, приведены в справочниках НДТ, разрабатываемых Бюро НДТ и размещаемых в свободном доступе. Кроме того, в справочниках приведены описания этих технологий, передовой опыт предприятий, оборудование, соответствующее требованиям НДТ.

Согласно закону, документация по ПЭК должна содержать информацию:

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • об обращении с отходами производства и потребления;
  • о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК составляется отчёт в уполномоченный орган. Для объектов федерального уровня надзора отчет направляется в Росприроднадзор, регионального уровня – в местный орган исполнительной власти субъекта РФ. Форма отчёта утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Отчет оформляется в 2 экземплярах, один экземпляр которого хранится у предприятия, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Таким образом, для составления отчетности по программе ПЭК необходимо провести ряд предварительных работ. Разберемся, что именно нужно сделать.

Этап 1. Определиться с источниками воздействия

Если у предприятия есть действующая разрешительная документация, а именно:

  • проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ);
  • проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС);
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

в этом случае данный этап уже пройден. В указанных проектах проведена инвентаризация источников выброса, сброса и образования отходов. Эта информация является базовой для дальнейшей работы.

И хоть сами проекты уже вышли из правового поля и будут действовать до конца установленного срока, но не могут быть по истечении срока переработаны, но результатами проектирования вы можете пользоваться еще долгое время.

Если таковых проектов на предприятии нет, необходимо провести отдельные работы, а именно:

  • инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • инвентаризация источников сброса загрязняющих веществ с определением контролируемых веществ в сточных водах;
  • определение номенклатуры образующихся отходов и способов обращения с ними.

Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК

Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:

  • проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
  • составляются планы-графики контроля и наблюдения;
  • составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
  • заполняются разделы программы.

Этап 3. Выполнение производственного экологического контроля

На данном этапе согласно утверждённой программе выполняется непосредственный контроль выбросов, сбросов и отходов.

В зависимости от установленного метода контроль может проводиться расчетным путем с использованием методических рекомендаций по расчету тех или иных показателей либо инструментальным путем с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории. Полученные результаты контроля в виде расчетов и протоколов измерений необходимо хранить на предприятии.

Этап 4. Заполнение и подача отчёта по программе ПЭК

После окончания отчётного года результаты контроля анализируются, заполняются соответствующие таблицы и графы отчёта. Отчет формируется, утверждается руководителем и подается в уполномоченный орган до 25 марта года после отчетного.

Так выглядит общий алгоритм работы в рамках производственного экологического контроля. Для различных категорий объектов ОНВ он отличается, что будет определяться в ходе работы.

Для объектов, которые разработали программу ПЭК уже в 2019 году, сдавать отчёт по данной программе не требуются, однако нужно отчитаться по старой форме программы (если она была разработана) и/или провести аналитический контроль по планам-графикам, утверждённым в составе старой проектной документации (напрмиер, в проекте ПДВ).

Как заказать отчет по программе ПЭК

Вы можете перейти на страницу Отчетность ПЭК и доверить выполнение отчетности по программе ПЭК специалистам НПО Эксперт24.

Нормативная литература

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г.

N 2674-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р
Приказ Минприроды России от 28.02.

2018 N 74 «Об утверждении требований программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Приказ Минприроды России от 14.06.

2018 N 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522
Приказ Минприроды России от 07.08.

2018 № 352 (вступает в силу с апреля 2019 года)
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г.

N 205
Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792
Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49
Приказ Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56
Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721

19.03.2019

Источник: https://npo24.ru/articles/otchetnost-po-programme-pehk/

Образец программы производственного экологического контроля

Требования к отчетности пэк. Как составить отчет по ПЭК. Требования к программе

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «Пример»

_______________ И.И. Иванов

«____» ______________ 2018 г.

                                                                                                        М.П.

ПРОГРАММА

производственного экологического контроля (ПЭК)

Общество с ограниченной ответственностью «Пример»
Филиал №1

г. Краснодар

2018 г.

1. Общие положения

Полное наименование юридического лица:Общество с ограниченной ответственностью «Пример»
Сокращенное наименование:ООО «Пример»
Организационно-правовая форма:Общество с ограниченной ответственностью
Юридический адрес:350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Виноградная, 10-130
Фактический почтовый адрес:350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 10
Наименование обособленного подразделения:Филиал №1
Адрес обособленного подразделения:352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, г. Усть-Лабинск, ул. Озерная, 40
ИНН:2312000045
ОГРН:1022303450000
Наименование объекта НВОС:Производственная территория филиала №1 ООО «Пример»
Код объекта НВОС:03-0111-001111-П
Категория объекта НВОС:III категория
Местонахождение объекта НВОС:352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, г. Усть-Лабинск, ул. Озерная, 40
Наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК:Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Должностное лицо, ответственное за подготовку отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК:Директор филиала, Сидоров Иван Степанович тел.: (861) 654-22-00, факс: (861) 654-22-00eMail: primer-1@mail.ru
Дата утверждения программы ПЭК:15.06.2018

Последняя инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

Номер и наименование источникаТип источникаВид источникаГеографические координаты (WGS)Геометрические параметрыТермодинамические характеристики ГВС
широтадолготавысота, мдиаметр или длина и ширина, смтемпе­ратура, °Сскорость выхода, м/срасход, м3/с
12345678910
0001, КотельнаяОрганизованныйТочечный60,02799630,62053412401100,890,11
0002, АккумуляторнаяОрганизованныйТочечный60,02805530,6208591212204,70,05
6001, Грузовой дворНеорганизован.Площадной60,02822530,62109724600х1000
6003, АвтостоянкаНеорганизован.Площадной60,02748430,619316213600х4500
Список веществ, загрязняющих атмосферный воздух:Группы веществ с эффектом комбинированного воздействия:
КодНаименованиеКод группаСписок кодов загрязняющих веществ, входящих в группу
0301Азота диоксид6041Серы диоксид и кислота серная
0304Азота оксид6204Азота диоксид, серы диоксид
0322Кислота серная
0328Сажа
0330Сера диоксид (Ангидрид сернистый)
0337Углерода окись (углерода оксид)
0703Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен)
2704Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод)
2732Керосин

Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 6,315297000000 т/год.

2.2. Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в разрезе их источников:

Загрязняющее веществоМасса выброса
коднаименованиег/ст/год
1234
0001, Котельная
0301Азота диоксид0,0683948000001,078344000000
0304Азота оксид0,0111142000000,175230000000
0337Углерода окись (углерода оксид)0,1723638000002,717600000000
0703Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен)0,0000000660000,000001000000
Всего по источнику 0001:0,2826128660004,292255000000
0002, Аккумуляторная
Всего по источнику 0002:0,0000025000000,000033000000
ИТОГО по объекту в целом:0,2926128660006,315297000000

Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ по объекту в целом:

Загрязняющее веществоМасса выброса
коднаименованиег/ст/год
1234
0301Азота диоксид0,0696558000001,117971000000
0304Азота оксид0,0113192000000,181670000000
0337Углерода окись (углерода оксид)0,2006958000003,820182000000
0703Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен)0,0000000660000,000001000000
ИТОГО по объекту в целом:0,2926128660006,315297000000

2.3. Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных

Инвентаризация выбросов и их стационарных источников проводится не менее одного раза в 5 лет, а также при смене условий производства (наращивание или сужение объемов производства) и замене (капитальном ремонте) устаревшего оборудования.

Корректировка данных инвентаризации должна проводиться при обнаружении несоответствия объемов фактических выбросов с данными последней инвентаризации более чем на 10%.

3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников

Реквизиты документа, в соответствии с которым установлено право на сброс сточных вод и (или) дренажных вод: Решение № 50-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2015-0236/00 от 30.04.2015 выдано Министерством природных ресурсов Краснодарского края

Последняя инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.

Источники (выпуски) сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду:

Наименование источника (выпуска) сбросовГеографические координаты (WGS)Водный объектВодохозяйственный участокКачество воды
широтадолготавиднаименованиекоднаименованиекоднаименование
1234578910
Выпуск №145,18680139,690313рекаЛаба

Источник: http://www.airsoft-bit.ru/stati-po-ekologii/555-obrazets-programmy-proizvodstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-primer-programmy-pek

Отчетность ПЭК — Отчитываемся за производственный экологический контроль (Приказ 261 Минприроды России)

Требования к отчетности пэк. Как составить отчет по ПЭК. Требования к программе

Все организации и предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с I по III категорию должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и сдавать по ней ежегодный отчет (см. Ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Подробно про необходимость разработки ПЭК можно посмотреть здесь, а про структуру программу и ее содержание – здесь.

Требования к форме предоставления отчета об осуществлении производственного экологического контроля (отчет о ПЭК) представлены в Приказе Минприроды России от 14.06.2018 № 261. В соответствии с Приказом № 261 отчет должен включать в себя 11 таблиц.

Общие сведения

Таблица 1.1. Общие сведения

Самая первая таблица заполняется на основании раздела «Общие положения» разработанной ранее программы ПЭК.

Таблица 1.2. Технологии, применяемые на объекте

В таблице указываются поочередно:

  • номер и наименование структурных подразделений организации;
  • наименование применяемой в этом структурном подразделении технологии;
  • соответствие применяемой технологии наилучшей доступной технологии.

Соответствие «подбирается» согласно информационно-техническому справочнику по НДТ. При этом необходимость внедрения наилучших доступных технологий обязательна только для объектов I категории (внедрение НДТ описывается в комплексном экологическом разрешении), следовательно, для объектов II и III категории данную таблицу заполнять не обязательно.

Таблица 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях

Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В таблице указываются сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий: полное наименование, адрес и реквизиты аттестата аккредитации.

Охрана атмосферного воздуха

Таблица 2.1. Загрязняющие вещества, включенные в план-график контроля стационарных источников

В таблицу с перечнем заносят только наименования веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов (см.

соответствующий раздел программы ПЭК), в свою очередь, приведенных в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г.

N 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

В План-график контроля в программе ПЭК и, соответственно, в таблицу 2.

1 должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Что характерно, в таблицу не вносятся коды соответствующих веществ, — а только их наименования.

Таблица 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов

В программе ПЭК имеется соответствующий график контроля стационарных источников выбросов, в соответствии с которым в течение года должны были проводиться соответствующие действия: отбор проб, инструментальный контроль и анализ полученных результатов. Всю эту информацию необходимо внести в таблицу.

Таблица 2.3. Загрязняющие вещества, включенные в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

По аналогии с таблицей 2.1 в таблицу 2.3 вносят перечень веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (см. соответствующий раздел программы ПЭК). Коды веществ не предусмотрены.

Как правило, перечень веществ, которые можно определить методами инструментального мониторинга качества атмосферного воздуха сильно ограничено.

Обычно проводятся наблюдения за содержанием основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, взвешенных частиц (пыли), а также специфических загрязняющих веществ (сероводорода, растворимых сульфатов, аммиака, фенола, хлористого водорода, формальдегида, бензола, суммы ксилолов, толуола, этилбензола, бенз(а)пирена, железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка).

Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

В отличие от таблицы 2.2. эта таблица содержит уже усредненные сведения по результатам наблюдений в соответствии с графиком из программы ПЭК: адрес и координаты точек наблюдения, наименование загрязняющих веществ, периодичность отбора проб и т.д.

Охрана и использование водных объектов

Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод

В эту таблицу необходимо внести реквизиты письма, которым в соответствующий Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов) были направлены сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

В соответствии с «Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (утв.

Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057) эти сведения подаются в территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Поэтому, в таблице 3.1.

должны быть реквизиты всех четырех писем.

Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод

В таблицу 3.2 вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Снова наблюдается дублирование контроля.

В соответствии с Порядком представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями (утв. Приказом Минприроды России от 06.02.

2008 № 30) собственники водных объектов и водопользователи обязаны вести регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами и предоставлять соответствующие сведения территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.

Источник: https://normativ.org/lib/ekologiya/otchetnost-pek-otchityivaemsya-za-proizvodstvennyiy-ekologicheskiy-kontrol-prikaz-261-minprirodyi-rossii/

Программа производственного экологического контроля в организации

Требования к отчетности пэк. Как составить отчет по ПЭК. Требования к программе

Программа производственного экологического контроля — это совокупность мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства.

Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей. У них обязательно должна быть разработана программа производственного экологического контроля.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления.

Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов.

Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства.

В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные.

Требования этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим.

Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения.

Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.

2018 перечислены требования документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше.

Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии.

Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора.

Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.

43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко.

При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей.

В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия.

При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Пример производственного экологического контроля на предприятии (программа)

Источник: https://ppt.ru/forms/rabora/eco-control

Юрист прав
Добавить комментарий