В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

Ученый: во время аварии на ЧАЭС произошел настоящий ядерный взрыв

В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

2017-11-17T18:42Z

2017-12-29T17:12Z

https://ria.ru/20171117/1509054346.html

https://cdn23.img.ria.ru/images/148046/27/1480462715_0:353:2988:2048_1036x0_80_0_0_2b9df9def6d18d87f8ccb5cd1c6a5e03.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 18 ноя – РИА Новости. Следы двух изотопов ксенона, обнаруженные в окрестностях Череповца сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, говорят о том, что первая вспышка на атомной станции была вызвана ядерным, а не обычным взрывом, заявляет шведский ученый в статье, опубликованной в журнале Nuclear Technology.

«Мы предполагаем, что ядерные взрывы, вызванные тепловыми нейтронами в нижней части топливных каналов, породили мощные струи из расплавленного топлива и материи самого реактора, устремившиеся вверх. Они пробили 350-килограммовые крышки каналов, прошили крышу реактора и поднялись на высоту в три километра, где их подхватил ветер и донес до Череповца. Взрыв пара, разорвавший корпус реактора, случился через 2,7 секунды», — заявил Ларс-Эрик де Гир (Lars-Erik De Geer) из Агентства оборонных исследований Швеции.

По следам катастрофы века

Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла в ночь на 26 апреля 1986 года, когда персонал атомной станции проводил эксперимент по использованию энергии вращения турбины остановленного реактора для его охлаждения и питания систем безопасности.

Начало этих опытов несколько раз откладывалось после остановки энергоблока, что, вкупе с некоторыми конструктивными особенностями реакторов типа РБМК, привело к неконтролируемому росту мощности в 1.24 ночи 26 апреля. Затем последовали взрывы, разрушение значительной части установки и выброс огромного количества радиоактивных веществ.

Очевидцы рассказывают, что на четвертом энергоблоке прогремели как минимум два мощных взрыва с разницей в несколько секунд, напомнил де Гир. Как считают ученые и историки, оба взрыва были неядерными, а причиной их стали нарушения в циркуляции воды.

По их мнению, первый взрыв был вызван тем, что при внезапном увеличении мощности реактора вода в системе охлаждения почти мгновенно испарилась, давление в трубах резко повысилось и их разорвало. Пар начал взаимодействовать с циркониевой оболочкой топливных элементов, а это привело к огромному выбросу водорода в реакторный зал и второму, еще более мощному взрыву.

Де Гир и его коллеги проанализировали данные, собранные европейскими и советскими учеными сразу после катастрофы, и пришли к выводу, что природа первого взрыва была совершенно иной. 

Внимание шведских физиков привлекли данные по изотопному составу атмосферы, полученные сотрудниками ленинградского Радиевого института имени Хлопина АН СССР в окрестностях Череповца через четыре дня после аварии. Советские ученые нашли в воздухе два относительно атипичных радиоактивных изотопа – ксенон-133 и ксенон-133м, которые не существуют в природе и отличаются коротким периодом полураспада.

По словам авторов статьи, этих изотопов не было в основной части выбросов, унесенных ветром в сторону Белоруссии, Швеции и других стран Северной Европы, что уже порождало споры между сторонниками «ядерной» и «паровой» теорий взрывов на четвертом энергоблоке.

Изотопный детектив

Де Гир и его коллеги нашли первые доказательства того, что источником этого ксенона действительно был ядерный взрыв на ЧАЭС, проанализировав, как двигались потоки ветра над западной частью СССР в апреле 1986 года, и изучив следы разрушений в самом реакторе.

В первом случае ученые воспользовались тем, что у ксенона-133 и ксенона-133м разные периоды полураспада, а их общую массу в реакторе достаточно точно измерили раньше. Это позволило определить время выброса изотопов – оно точно совпало с моментом аварии.

Это время, в свою очередь, открывает еще одно необычное обстоятельство – изотопы ксенона могли попасть в окрестности Череповца через три-четыре дня только в том случае, если были выброшены на высоту в примерно два-три километра. А туда, как считают ученые, их мог забросить только небольшой ядерный взрыв мощностью в 75 тонн тротилового эквивалента в двух-трех тепловыделяющих элементах АЭС.

В рождении этого взрыва сыграли особую роль пузыри из пара, возникавшие в кипящей воде в нижней части реактора. Эти области пустоты, как отмечают ученые, сыграли роль усилителей цепной реакции, так как не препятствовали движению нейтронов, ускоряли, а не замедляли разогрев топлива и способствовали формированию пара.

В пользу этого говорит и то, что были оплавлены только некоторые части нижней крышки реактора, – ни взрыв пара, ни что другое, как считают шведские физики, не могло вызвать подобные повреждения, но струя раскаленной плазмы, выброшенной ядерным взрывом, вполне могла это сделать.

Есть и другие свидетельства – сейсмические станции в Норинске и других ближайших городах зафиксировали слабые толчки за три секунды до аварии, эквивалентные по силе взрыву в 225 тонн тротила.

Вдобавок очевидцы заявляли о громком хлопке и синей вспышке, предварявшей второй взрыв, а также об ионизации воздуха перед уничтожением реакторного зала.

И то, и другое, и третье, как считают Де Гир и его коллеги, вызвала струя плазмы, пробившая крышу АЭС и устремившаяся в небо.

Как отмечают ученые, проверить эту теорию можно, если будут получены более детальные данные по изменениям в концентрации изотопов ксенона в атмосфере Германии и других стран, через которые проходило основное облако радиоактивных выбросов. Если различия в концентрации ксенона сохранятся, тогда их идея, по словам Де Гира, обретет полное право на жизнь.

Источник: https://ria.ru/20171117/1509054346.html

Чем отличается авария от происшествия?

В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

«ЧС природного характера» — Природные. Задания. Предложить способы защиты населения Сузуна от ЧС природного характера. Тема: «Правила безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера. Составить список ЧС природного характера возможные на территории Сузуна. Опасные факторы: высокая температура, задымлённость помещений.

«МЧС» — МЧС России -. Спасение. Чрезвычайные ситуации бывают: В случае пожара. Спасение заложников происходит благодаря действиям специальных подразделений (групп захвата). Авангард сил МЧС России -. В случае чрезвычайного происшествия. Техногенные ситуации: Всегда в готовности ! Центр специального назначения «Лидер».

Классификация, виды и отличия дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов.

Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды ДТП на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.

  • Самыми опасными из них являются лобовые. Чаще всего они случаются из-за выезда на встречную полосу движения.
  • В заднем столкновении может участвовать несколько машин. Самая распространенная причина — несоблюдение дистанции.
  • Боковые столкновения считаются не такими опасными, но встречаются очень часто. Обычно случаются на перекрестках из-за непредоставления полагающегося преимущества в движении.
  • Касательные столкновения бывают из-за невнимательности при перестроении. Из всех видов эти аварии наименее опасные.

Упрощенный порядок оформления дтп для возмещения осаго

— Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер, а так же перечень видимых повреждений автотранспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки этих извещений заполнены водителями, непосредственно причастными к аварии в соответствии с правилами обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Если после получения страховой выплаты по договору ОСАГО окажется, что ущерб, причиненный имуществу превышает 25 тыс.руб (например в случае обнаружения скрытых дефектов).

, то предъявить дополнительные требования к страховщику потерпевший будет не вправе.

В этом случае можно предъявить лишь требования о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью, о котором на момент предъявления требований потерпевший не знал. Возместить разницу в сумме можно только в судебном порядке.

Ущерб здоровью при ДТП

ОСАГО – головная боль для многих водителей. Они привыкли к автогражданке, но в критической ситуации она не всегда срабатывает. В соответствии с условиями договора ущерб здоровью в ДТП должен оплачиваться в обязательном порядке.

Только это происходит сложным способом, главной причиной чего является максимальная сумма, которая не должна превышать 120 тысяч рублей.

Так что обычно начинаются судебные разбирательства, когда выносятся решения для востребования дополнительных средств с виновника.

Читать еще —>  Себестоимость продаж это расходы

Виновник аварии обязан в полной мере погасить урон, нанесенный потерпевшим. Причем ему следует познакомиться с основными рекомендациями, которые позволят ощутимо сократить размеры выплаты. Нельзя соглашаться на обман или пытаться изменить официальные данные в документах, лучше серьезно отнестись к судебному разбирательству и не совершать ошибок.

Методические расчеты по экспертизе дорожно-транспортных происшествий учет и анализ ДТП (стр

Графический способ представления данных является более простым и наглядным по сравнению со статистическими таблицами.

Графические материалы широко используются как в процессе анализа, так и для представления конечных результатов.

Мы рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся в практике анализа аварийности графичес­кие формы представления информации, а также рекоменда­ции по их использованию.

Рассмотрим расчетную схему на рисунке 4.1. Пусть на участ­ке длиной L за период наблюдений зафиксировано n дорож­но-транспортных происшествий (в это число не следует включать происшествия намостах и других дорожных соору­жениях, которые мы уже выделили в качестве очагов ава­рийности).

Минимальное расстояние между соседними ДТП обозначим через и разобьем весь участок на отрезки этой длины, общее число которых N = L / . Поскольку мы взя­ли минимальное расстояние Д/, то в каждый такой отрезок может попасть только одно происшествие либо не попасть ни одного.

Число отрезков, на которых будет зафиксировано по одному ДТП, будет равно числу происшествий п (так как каждое из происшествий попадает только в один из отрезков). Следовательно, вероятность того, что на отрезке длиной произойдет происшествие

Автомобили в России

А теперь, внимание, правильный ответ (надеюсь, с ним спорить никто не будет).

При ДТП что на проезжей части, что на прилегающей территории, в постановлении тебе все равно одно и то же напишут…пункты ПДД, которые ты нарушил. Тот же пункт 10.1, тот же 9.4 вроде.

Все пункты, относящиеся к проезжей части в равной степени относятся и к прилегающей территории.

Для невтыкающих в это советую поштудировать билеты экзаменационные. Даже там были вопросы из серии «на парковке одновременно отъезжают две машины, одна справа, другая слева.

Источник: http://ukstrela.ru/chem-otlichaetsya-avariya-ot-proisshestviya/

Чем отличается авария от ДТП — Автоюрист онлайн

В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

«ЧС природного характера» — Природные. Задания. Предложить способы защиты населения Сузуна от ЧС природного характера. Тема: «Правила безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера. Составить список ЧС природного характера возможные на территории Сузуна. Опасные факторы: высокая температура, задымлённость помещений.

«МЧС» — МЧС России -. Спасение. Чрезвычайные ситуации бывают: В случае пожара. Спасение заложников происходит благодаря действиям специальных подразделений (групп захвата). Авангард сил МЧС России -. В случае чрезвычайного происшествия. Техногенные ситуации: Всегда в готовности ! Центр специального назначения «Лидер».

«Когда случается ЧС, думать некогда»

В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

Медицина катастроф — это область медицины, которая занимается оказанием помощи людям, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия. Как правило, врачи, работающие в сфере медицины катастроф, сталкиваются с ситуацией, когда им необходимо за короткий период времени оказать помощь нескольким десяткам человек в достаточно экстремальных условиях работы.

Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался в версиях аварии в московском метро и узнал, как «Метровагонмаш» поступил с теми, кто искал… →

Региональная медицина катастроф

Специализированные центры работают в каждом регионе нашей страны, а головным учреждением является Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита».

Но зачастую пострадавшие в результате пожаров, крупных дорожно-транспортных происшествий или наводнений доставляются из регионов в Москву и Санкт-Петербург. Отдел науки «Газеты.

Ru» решил разобраться в том, всегда ли могут региональные медицинские центры самостоятельно справиться с последствиями чрезвычайных ситуаций, а также выяснить, в чем заключаются отличия работы врачей из сферы медицины катастроф от работы бригад скорой помощи.

По словам директора Пермского краевого территориального центра медицины катастроф Олега Федоткина, «и та и другая отрасли (скорая помощь и медицина катастроф. — «Газета.Ru») выполняют одну задачу — спасение человеческих жизней». «В повседневном режиме скорая помощь работает по принципу «бригада — пациент», а в условиях чрезвычайной ситуации — «бригада — контингент».

Чтобы механизм спасения работал, нужны центры медицины катастроф, потому что, когда случается ЧС, думать некогда — должны работать алгоритмы», — заявил Федоткин.

О тесном взаимодействии обеих сфер медицинской помощи говорит и директор ВЦМК «Защита», главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России, академик РАН, профессор Сергей Гончаров: «При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций бригады скорой медицинской помощи работают в системе медицины катастроф и выполняют основную роль по оказанию экстренной медицинской помощи в догоспитальном периоде. В состав медицинских подразделений центров медицины катастроф входят не только врачи и фельдшеры скорой помощи, но и хирурги, травматологи, анестезиологи-реаниматологи и другие специалисты».

16 апреля 1945 года произошла одна из крупнейших в истории катастроф на море — советская подлодка торпедировала немецкое судно… →

Хватает ли кадров?

Очевидно, что подготовка врачей для работы в сфере медицины катастроф — процесс длительный и сложный. В настоящее время им занимаются как специализированные кафедры в медицинских вузах (такая есть, например, в Первом МГМУ им. И.М.

Сеченова), так и непосредственно сами центры медицины катастроф. На вопрос о том, хватает ли стране квалифицированных врачей, Сергей Гончаров ответил следующим образом: «Кадровые вопросы в медицине катастроф, несомненно, есть, но они своевременно решаются.

Как правило, в наших центрах работают

высококвалифицированные специалисты, мотивация которых определяется не только уровнем заработной платы, но и желанием помогать людям подчас в очень непростых условиях, в условиях чрезвычайных ситуаций. Случайные люди в медицине катастроф не задерживаются».

Олег Федоткин поделился с отделом науки особенностями процесса подготовки своих сотрудников: «Большую роль здесь играют симуляционные центры: мы разыгрываем сцены из реальной жизни, сцены ДТП, задымления, сцены с покореженным автомобилем… Ведь извлечь оттуда пострадавшего — большая наука, неумелыми действиями мы ему можем нанести дополнительные травмы. Мы создаем реальные условия. Представьте: темнота, задымление, двое пострадавших бегают в состоянии ажитации. А доктор в этих условиях должен грамотно выстроить цепочку действий, понять, кому нужна срочная помощь, а кто несколько часов может подождать. Я сам был ликвидатором таких вещей… Пока ты с этим парнем, зажатым в машине, говоришь, он еще более-менее держится. Как только отвлекаешься — все, он сереет, начинает терять сознание. Поэтому психологическая помощь в нашем деле имеет огромную важность — не меньшую, чем помощь медицинская».

Ученые проанализировали все атомные аварии, о которых молчит МАГАТЭ, и оценили вероятность повторения Чернобыля. По их оценкам, Фукусима и Чернобыль… →

Материальных проблем нет

Несколько лет назад анестезиолог-реаниматолог Дмитрий Савченко из домодедовской бригады экстренной медицинской помощи опубликовал в своем блоге запись, в которой в весьма резких выражениях рассказывал о проблемах с материальным снабжением бригад медицины катастроф: об отсутствии помещений для отдыха врачей, острой нехватке лекарственных препаратов, дефиците оборудования и автомобилей. Корреспондент отдела науки «Газеты.Ru» не смог обойти вниманием этот вопрос, однако оба специалиста ответили на него однозначно.

«В субъектах Российской Федерации вопросы кадрового, финансового и материального обеспечения центров медицины катастроф, как правило, оперативно и в приоритетном порядке решаются через региональные органы управления здравоохранения», — сообщил Сергей Гончаров.

Об отсутствии проблем со снабжением заявил и Олег Федоткин: «На сегодняшний день возраст большинства наших автомобилей — не более пяти лет, то есть автопарк довольно состоятельный. Все 260 бригад скорой помощи и 3 наши бригады оснащены на хорошем уровне. С медикаментами проблем тоже нет, по крайней мере по Пермскому краю».

Стоит отметить, что в настоящее время не существует федеральных целевых программ, направленных на поддержку развития медицины катастроф, последняя такая программа («Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф») завершилась в 2006 году.

Сейчас действуют программы, связанные с обеспечением химической, биологической или ядерной безопасности населения, а также направленные на повышение эффективности работы спасателей в случае пожаров или дорожно-транспортных происшествий.

Разумеется, работа медицины катастроф тесно связана с этими сферами, однако эта отрасль медицины напрямую не упоминается в перечнях служб, задействованных в реализации федеральных целевых программ.

Взаимодействие с центром — «скользкая тема»

Из слов специалистов можно сделать вывод о том, что центры медицины катастроф — как региональные, так и расположенные в Москве и Санкт-Петербурге — должны самостоятельно справляться с чрезвычайными происшествиями.

Однако в СМИ нередки сообщения о том, что после крупного пожара или дорожно-транспортного происшествия пострадавшие срочно перевозятся в крупные города.

Сергей Гончаров заявляет, что это вовсе не свидетельствует о недостаточном уровне подготовки региональных центров, по его словам, такая ситуация абсолютно нормальна.

Композитные материалы, инертный газ и медная проволока: «Газета.Ru» разобралась, почему попадание молнии в самолет не так страшно. →

«В большинстве чрезвычайных ситуаций служба медицины катастроф на региональном уровне успешно решает задачи по оказанию медицинской помощи пострадавшим и помощь федеральных медицинских учреждений не требуется.

Вместе с тем при крупных ЧС с большим числом пострадавших привлекаются силы и средства службы медицины катастроф федерального уровня.

В медицинские учреждения Москвы, Санкт-Петербурга и других городов обычно эвакуируют пациентов, нуждающихся в проведении отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи. Это нормальная, отработанная практика», — сообщает директор ВЦМК «Защита».

Олег Федоткин придерживается такого же мнения, однако упоминает и еще об одном — политическом — факторе.

«Начнем с того, что 99% пострадавших лечатся на собственной территории. Но при наступлении масштабной проблемы столичные силы помогают всегда. Однако там может быть, конечно, и политический компонент. Это скользкая тема.

Но чаще всего, подчеркиваю, такая помощь не требуется. Что касается трагедии в клубе «Хромая лошадь», случившейся в 2009 году… Я сам был одним из ликвидаторов, — вспомнил Федоткин.

— Если память мне не изменяет, тогда из Перми были эвакуированы 100 человек — 67 в Москву и 33 в Санкт-Петербург. Понимаете, районный центр по определению по насыщению медицинскими силами слабее, чем, например, миллионный город Пермь.

И естественно, что Институт имени Склифосовского — ведущее лечебное учреждение этого направления — по сравнению с Пермью имеет и большее количество специалистов, и особое оборудование.

Что такое вообще катастрофа? Это резкое несоответствие находящихся на территории сил и средств возникшей ситуации.

То есть для маленькой деревни ДТП с автобусом — десять пострадавших — это уже катастрофа. А если такое же происшествие случится в центре Перми, людей моментально развезут по лечебным учреждениям. И мы срезаем эти пики несоответствия любыми доступными методами. Если наши стационары переполнены, естественно, обращаемся, например, в Москву. Это неизбежно».

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2015/08/12_a_7682245.shtml

Чернобыль и Фукусима: две катастрофы, одна трагедия

В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

Около 8000 километров и четверть века разделяют катастрофы на АЭС в Чернобыле и Фукусиме. Что общего в этих трагедиях и чем они отличаются друг от друга? В нашей статье мы обратили внимание на некоторые основные аспекты.

Эксплуатация обеих станций началась в 1970 годы. АЭС “Фукусима” заработала в 1971. Чернобыльская АЭС шесть лет спустя.

Японская атомная станция функционировала до аварии 40 лет. Чернобыльская девять. На момент катастрофы на АЭС “Фукусима” работали шесть реакторов, на ЧАЭС – четыре.

Разные причины?

На первый взгляд к авариям на обеих станции привели разные причины.

Взрыв четвертого энергоблока ЧАЭС 26 апреля 1986 года стал (так, или иначе) следствием испытаний, проводимых сотрудниками станции.

Авария на “Фукусиме” 11 марта 2011 произошла в результате природных катаклизмов – землетрясения и удара цунами. Однако, ошибки в строении реакторов и халатность были в числе причин обеих катастроф.

Что произошло?

Вопрос о том, что цунами могут быть крайне опасными для “Фукусимы”, поднимался в Японии еще до катастрофы, но был проигнорирован.

В марте 2011 года землетрясение и цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы.

Это стало причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения, и привело к расплавлению активной зоны реакторов.

Операторы ЧАЭС совершили ряд ошибок и нарушений во время проводимых испытаний, которые рассматривались в качестве главных причин катастрофы.

Однако затем МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) внесло поправки к заключению Реактор на АЭС обладал рядом конструктивных недостатков и на апрель 1986 года имел целый ряд нарушений и отступлений от правил ядерной безопасности. Два из них имели отношение к причинам аварии.

Недостатки о которых идет речь не были должным образом отражены в документации, что в свою очередь способствовало ошибочным действиям персонала и созданию условий для аварии.

Радиация

По международной шкале ядерных событий, разработанной Международным агентством по атомной энергии, авариям на АЭС в Чернобыле и Фукусиме был присвоен 7-ой, максимальный уровень.

При присвоении уровня учитываются дозы облучения, полученные населением, выбросы радиоактивных материалов из установки и другие показатели.

Однако по своим последствиям худшей ядерной катастрофой остается авария на ЧАЭС. Ее последствия ощутила не только Украина, но также Белоруссия и Россия. Радиоактивное облако достигло территории целого ряда европейских стран.

Что касается аварии на АЭС “Фукусима”, то в этом случае, помимо Японии другие страны пострадали незначительно. Между тем радиоактивное загрязнение продолжает просачиваться через грунтовые воды в океан. Но здесь запущена новая система , которая в скором будущем должна остановить этот процесс.

Реакция властей

28 апреля 1986 года повышенный уровень радиации был отмечен на АЭС в Швеции. Сотрудники станции вскоре поняли, что утечка не имеет отношения к их АЭС. Появились первые предположения о том, что авария могла произойти в Советском Союзе.

В вышедшем выпуске новостей в программе “Время” появилась 20-секундное объявление об аварии. В сообщении говорилось о том, что на ЧАЭС произошел несчастный случай и один из реакторов получил повреждение. Было указано, что принимаются меры с целью устранения последствий инцидента.

Говорилось и о создании правительственной комиссии для расследования произошедшего.

В Припяти, городе построенном для атомщиков, обычная жизнь продолжалась вплоть до 27 апреля., когда началась эвакуация. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие – 30-километровой.

В первые часы после катастрофы жителей Припяти не предупредили об опасности и не дали рекомендаций о том, как себя вести, чтобы уменьшить влияние радиоактивного загрязнения.

Первого Мая в Киеве, всего в 130 километрах от Чернобыля, прошел традиционный парад. В это время на АЭС еще продолжался пожар. О том, что происходит на ЧАЭС жители Украины пытались узнать информацию из иностранных СМИ.

Увы, в Японии, уроки из Чернобыльской катастрофы, похоже, извлекли не полностью. Эвакуацию из опасных мест власти провели быстро. Но на то, чтобы признать возможность расплавления активных зон реакторов в первые дни после землетрясения, властям и компании оператору АЭС потребовалось два с половиной месяца.

Что происходит сейчас?

Вокруг обеих станций обустроили закрытые зоны: 30-километровую вокруг ЧАЭС и 20-километровую вокруг “Фукусимы”, с возможностью расширения на 10 километров.

Эвакуированные

Из пострадавших районов эвакуировано практически одинаковое число жителей. По официальным данным, 300 тысяч в Японии и 350 тысяч на Ураине, Белоруссии и России.

Пять лет спустя после аварии на “Фукусиме”, многие из эвакуированных до сих пор живут во временных жилищах. Они имеют право посещать свои дома в закрытой зоне в течение пяти часов за один визит.

В течение 30 лет с момента Чернобыльской катастрофы, около 1200 человек нелегально вернулись в свои дома в закрытой зоне. Большинство из них пожилые люди.

Loneliness, split families, health risks. Japanese towns still struggle 5yrs post-#Fukushimahttps://t.co/vBniS9yG05pic..com/kDeADsauSR

— Greenpeace (@Greenpeace) April 10, 2016

“Фукусима”: до и после катастрофы

Источник: https://ru.euronews.com/2016/04/20/chernobyl-and-fukushima-lessons-not-learned

Чем отличается катастрофа от аварии: определяем масштаб бедствия

В чем отличие аварии от катастрофы. Чем отличается катастрофа от аварии

Человечество регулярно сталкивается с опасностями, угрожающими непредсказуемыми последствиями. Если чрезвычайных происшествий избежать не удаётся, им присваивается статус катастрофы или аварии. Чем отличается катастрофа от аварии? И есть ли вообще между ними разница?

Различия

Прежде всего заметим, что и аварии, и катастрофы – чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайная ситуация — это возникновение на определённой территории, акватории или объекте состояния, при котором невозможна нормальная жизнь и деятельность людей, когда существует угроза их здоровью, повреждается имущество, хозяйство или природная среда.

На этом сходства понятий заканчиваются, поэтому будем подробно разбираться в том, чем отличается катастрофа от аварии.

Первое отличие заключается в масштабе. Аварии захватывают небольшую территорию, в то время как катастрофы имеют глобальный характер.

Следующее отличие – в динамике. Катастрофы часто характеризуются наличием поражающего фактора, то есть событие происходит «по нарастающей», аварии же чаще происходят без него, одномоментно.

Ещё одно отличие аварии и катастрофы – последствия. Конечно, обе чрезвычайные ситуации несут в себе неприятности и разрушения.

Но последствия аварии намного менее трагичны: нет жертв, поражается локальная территория, причиняется поправимый ущерб материальным ценностям.

Последствия катастроф более масштабны, ведь они сопровождаются гибелью большого количества людей и негативным влиянием на окружающую среду в глобальном масштабе.

И, наконец, последнее, чем отличается катастрофа от аварии, это устранение последствий. Ликвидация аварии занимает сравнительно небольшой промежуток времени, она начинается незамедлительно, во избежание дальнейших разрушений. Ликвидировать последствия катастрофы гораздо сложнее, зачастую это и вовсе невозможно сделать.

Понятия

Чтобы отличия стали ещё более очевидны, приведём понятия.

Авария – это:

  • неожиданная поломка или повреждение сооружения (машины) во время работы;
  • происшествие техногенного характера на определённом объекте или локальной территории, создающее угрозу жизни людей или их здоровью, способное привести к порче имущества, разрушению зданий, причинению ущерба окружающей среде;
  • поломка технических средств, применяемых на опасном производстве, приводящая к взрывам или выбросам опасных веществ.

Катастрофа – это авария или стихийное бедствие с трагическими последствиями. К таковым относят события, в результате которых:

  • число погибших не менее 100;
  • число раненых не менее 400;
  • количество эвакуированных человек не менее 35 000;
  • оставшихся без питьевой воды не менее 70 000.

Как видим, авария, последствия которой не были своевременно устранены, может перерасти в катастрофу.

Виды катастроф

Страшные происшествия происходят по различным причинам. В зависимости от них выделяются такие виды катастроф:

  • Природные. К ним относятся сильнейшие смерчи, бури, землетрясения, засуха, лесные пожары и т. п.
  • Техногенные. Например, крупные транспортные аварии, авиакатастрофы, аварии на производстве, связанные с утечкой радиоактивных или химических веществ, прорывы дамб и т. д.
  • Общественные беспорядки, теракты, вооружённые конфликты.
  • Болезни. Сюда относятся эпидемии (широкое распространение инфекционных заболеваний среди людей), эпизоотии (заражение инфекционной болезнью одного или нескольких видов животных на конкретной территории), эпифитотии (широко распространённое заболевание растений, имеющее инфекционный характер).

По объёму разрушений и возможностям привлечения ресурсов для ликвидации последствий катастроф различают следующие виды:

  • местного масштаба, когда последствия происшествия можно решить с помощью ресурсов административной территории одного самоуправления, на котором случилось печальное событие;
  • регионального масштаба, когда объём разрушений превышает территорию одного самоуправления и ресурсов затронутых самоуправлений и государственных средств достаточно для ликвидации последствий;
  • государственного масштаба – когда разрушения охватывают территорию целого государства или нескольких государств, а для ликвидации последствий средств этих государств недостаточно.

Человечество до сих пор скорбит по жертвам самых ужасных катастроф в истории, которые унесли жизни множества человек.

Столкновение

Самая страшная авиакатастрофа произошла не в воздухе, как бы странно это ни звучало. 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канары) произошло столкновение двух «Боингов» разных авиакомпаний.

К трагедии привело печальное стечение обстоятельств: перегруженность аэропорта, плохая видимость, помехи в радиосвязи, сильный испанский акцент диспетчера и неверное толкование им команд.

Командир одного из «Боингов» не понял команду диспетчера о прерывании взлёта, и борт со страшной скоростью влетел в другой взлетающий самолёт. В результате погибло 583 пассажира обоих самолётов.

Смерть непотопляемого

Самой большой катастрофой на воде была вовсе не гибель «Титаника», а потопление немецкого теплохода «Вильгельм Густлофф». Произошло это событие 30 января 1945 года.

Военная элита Германии эвакуировалась из Данцига на огромном самом современном (по тем временам) лайнере, который считался непотопляемым. Советские подводники опровергли этот факт, пробив корабль торпедами.

Лайнер затонул в водах Балтийского моря и унёс с собой жизни 9 тысяч немецких военных.

Прощай, море

Самой серьёзной экологической катастрофой считается гибель Аральского моря, которое находится на границе Узбекистана и Казахстана. Неконтролируемый забор воды из моря привёл к величайшей трагедии: погибли многие виды морских жителей, участились засухи, многие люди потеряли работу из-за того, что остановилось судоходство.

Ядерная катастрофа

Взрыв на одном из энергоблоков Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года привела к гибели и увечьям сотен человек. Чернобыль и Припять «прогремели» на весь мир, став зоной отчуждения.

Масштаб бедствия неизвестен до сих пор.

Многие считают происшествие аварией, однако те, кто знает, чем отличается катастрофа от аварии, понимают, что это самая настоящая техногенная катастрофа государственного масштаба.

Как ни печально это осознавать, избежать чрезвычайных ситуаций не удастся никогда. Остаётся лишь надеяться, что ликвидация последствий всегда будет проводиться своевременно и оперативно, чтобы аварии не перерастали в катастрофы.

Источник: https://fb.ru/article/349614/chem-otlichaetsya-katastrofa-ot-avarii-opredelyaem-masshtab-bedstviya

Юрист прав
Добавить комментарий