Виды информации по степени доступа. Виды информации ограниченного доступа. Цели защиты информации

Вопрос 2: Понятие и виды информации с ограниченным доступом

Виды информации по степени доступа. Виды информации ограниченного доступа. Цели защиты информации

Информация с ограниченным доступом –это сведения, их носители, засекреченныепутем установления ограничений нараспространение такой информации и надоступ к ее носителям. Информация сограниченным доступом определяетсятакими признаками:

  1. Доступ ограничен в соответствии с ФЗ;

  2. Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Информацию с ограниченным доступом взависимости от субъектного состава:

  1. Информация, содержащая государственную тайну;

  2. Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное длявыполнения лицом, получившего доступк определенной информации, требованиене передавать данную информацию третьимлицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособностиправа на информацию с ограниченнымдоступом:

  1. Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

  2. Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

    1. Не должна подпадать под перечь информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

    2. Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

  3. Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация,неправомерное использование которойможет нанести вред владельцу, пользователю,собственнику или иному лицу.

Часть 4 статьи 29 Конституции указывает на существование информации, которая должна быть защищена

Правовой основой обеспечения защитыгосударственной тайне являетсяКонституция РФ, Закон РФ «О государственнойтайне», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Обинформации», Указы и РаспоряженияПрезидента РФ, Постановления ПравительстваРФ, нормативные акты федеральных органовисполнительной власти – Приказы ФСБ.

Государственная тайна – защищаемыегосударством сведения в области еговоенной, внешнеполитической, экономической,разведывательной, контрразведывательнойи оперативно-розыскной деятельности,распространение которых может нанестиущерб безопасности РФ.

Принципы засекречивания:

  1. Законность – засекречиваемые сведения должны соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, соответствие законодательству РФ о государственной тайне.

Перечень сведений, составляющихгосударственную тайну, это совокупностькатегорий сведений, в соответствии скоторыми сведения относятся кгосударственной тайне и засекречиваютсяна основании и в порядке, установленнымзаконодательством.

  1. Принцип обоснованности – целесообразность засекречивания конкретных сведений установлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий. Возможности нанесения ущерба безопасности РФ, обществу, личности;

  2. Принцип своевременности – ограничения на распространение сведений и на доступ к ним установлены с момента получения таких сведений или заблаговременно;

  3. Принцип обязательной защиты сведений, составляющих государственную тайну – компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об их отнесении к государственной тайне и засекречивании, установили в отношении их соответствующий режим правовой защиты, осуществляют контроль и надзор за обеспечением соблюдения режима государственной тайны (органы?).

В соответствии с перечнем должностныхлиц, органов государственной власти,наделяемых полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне, правомотнесения информации к тайне наделены.

_____________________________________________________________________________________

Государство в отношении сведений,составляющих государственную тайну,имеют следующие права:

  1. Засекречивать информацию;

  2. Рассекречивать информацию;

  3. Разрешать допуск;

  4. Санкционировать доступ;

  5. Распоряжаться государственной тайной;

  6. Требовать защиты;

  7. Привлекать к ответственности.

Засекречивать сведения государствоимеет право путем установления степении грифа секретности. В соответствии сост. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне»,гриф секретности– реквизитдокумента, свидетельствующий о степенисекретности сведений, содержащихся вих носителе, выставляемый на носителеи в сопроводительной документации нанего.

Степень секретности сведений, составляющихгосударственную тайну, должнасоответствовать степени тяжести ущерба,который может быть нанесен безопасностиРФ в случае распространения указанныхсведений.

Группы по степени секретности:

  1. Сведения особой важности;

  2. Совершенно секретные сведения;

  3. Секретные сведения.

К сведениям особой важностиследуетотносить сведения, распространениекоторых может нанести ущерб безопасностиРФ в целом. Ксовершенно секретнымследует относить сведения, распространениекоторых может нанести ущерб отдельнойили нескольким отраслям государственногоуправления. Ксекретным сведениямотносят все иные сведения, содержащимгосударственную тайну.

Рассекречивать сведения – сниматьранее введенные ограничения нараспространение сведений, составляющихгосударственную тайну, на доступ к ихносителю. Основания для рассекречиваниячетко закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственнойтайне».

Допуск к государственной тайне – этодобровольная процедура оформленияправа на доступ к сведениям, составляющимгосударственную тайну. Выделяют двавида допуска:

  1. Общий порядок (ст. 21 ФЗ);

  2. Особый порядок допуска отдельных категорий граждан (ст. 21.1 ФЗ).

Допуск организаций на проведение работс использованием сведений, составляющихгосударственную тайну, осуществляетсяпутем получения организациями лицензий,в порядке, разработанном ПравительствомРФ.

Санкционировать доступ к сведениям,составляющих государственную тайну –ознакомить конкретное лицо, со сведениями,составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственнойтайне» закреплено понятие ограничениеправа собственности на информационныересурсы.

Распоряжение государственной тайнойосуществляется на основании раздела 5ФЗ «О государственной тайне».

Средства защиты информации: технические,криптографические, программные и другиесредства, предназначенные для защитысведений, составляющих государственнуютайну, средства, в которых они реализованы,а так же средства контроля эффективностизащиты информации. Данные средствадолжны быть сертифицированы, а так жедолжны быть отечественного производства.

Служебная тайна– защищаемаяконфиденциальная информация, ставшаяизвестной лицу в органах государственнойвласти, в органах местного самоуправленияв силу исполнения служебных обязанностей,а также служебная информация одеятельности государственных органов,доступ к которой ограничен ФЗ.

Признаки отнесения сведений к служебнойтайне:

  1. Информация отнесена ФЗ к служебной информации органов государственной власти, доступ к которой ограничен;

  2. Является конфиденциальной информацией другого лица;

  3. Не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

  4. Получена в силу исполнения служебных обязанностей на государственной или муниципальной службе.

Профессиональная тайна– защищаемаяпо закону информация, которая сталаизвестна держателю в силу исполненияим своих профессиональных обязанностей,не связанных с государственной илимуниципальной службой, распространениекоторой может нанести ущерб правам изаконным интересам другого лица(доверителя), доверившего эти сведенияи не являющиеся государственной иликоммерческой тайной.

Источник: https://studfiles.net/preview/2853069/page:2/

Распространение информации. Виды информации ограниченного доступа

Виды информации по степени доступа. Виды информации ограниченного доступа. Цели защиты информации
Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов…

name=»more»>

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ » Об информации, информационных технологиях и о защите информации » определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать… противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 «Об информации…»:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта «иная информация» устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I » О государственной тайне «. Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ » О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства » и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).
  • Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ » О коммерческой тайне «

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»

Источник: https://qzoreteam.ru/rasprostranenie-informacii-vidy-informacii-ogranichennogo-dostupa/

Юрист прав
Добавить комментарий