Внешнее управление как процедура банкротства. Одним из полномочий внешнего управляющего является

Процедура банкротства предприятия

Внешнее управление как процедура банкротства. Одним из полномочий внешнего управляющего является

Когда мы слышим слово «банкротство», сразу представляем в голове умирающее предприятие, погрязшее в долгах и доживающее свои последние дни, разрываемое на части стервятниками-кредиторами. На самом деле подобные клише имеют мало общего с реальностью банкротства.

В узком и широком смыслах

Понятие «банкротство» может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком понимании банкротство означает неблагоприятное финансовое положение предприятия, когда оно не может удовлетворить все требования кредиторов.

Основными признаками банкротства являются неплатежеспособность и недостаточность имущества. Признак неплатежеспособности у компании появляется, когда она перестает платить по своим обязательствам. В условиях динамичного развития современного рынка большинство компаний привлекают заемные средства на собственное развитие.

Но нестабильность экономики, большая долговая нагрузка и/или неумелое руководство играют с бизнесом злую шутку. У компании в какой-то момент не остается прибыли, чтобы платить по кредитам. Как только таких долгов накапливается более 300 тыс. руб. и просрочка длится более трех месяцев, появляется признак неплатежеспособности.

Следствием неплатежеспособности является второй признак банкротства – недостаточность имущества. Данный признак появляется у компании, когда сумма ее долгов превышает стоимость активов.

Банкротство в широком смысле слова определено законодательством о банкротстве и подразумевает под собой комплекс мероприятий и процедур, осуществляемых в рамках судебного производства1. Такими процедурами являются: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.

Каждая из этих процедур отличается друг от друга своей ролью и целью ее введения. Именно целями обусловлены различия в сроках проведения этих процедур, процессуальных последствиях для компании-должника и ее руководителей, а также в основных мероприятиях, проводимых в рамках каждой отдельной процедуры банкротства.

Любая из этих процедур вводится на основании судебного решения по заявлению кредитора или самого должника.

Рассмотрим каждую из процедур подробнее.

Наблюдение

Первой процедурой, вводимой судом, будет наблюдение. Оно вводится сроком на семь месяцев и заключается в контроле за деятельностью компании. Контроль осуществляется временным управляющим.

Временный управляющий – это профессиональный антикризисный менеджер, состоящий в саморегулируемой организации и имеющий допуск к проведению процедур банкротства.

Вторым контролирующим органом в процедуре наблюдения является Росреестр. Он контролирует проведение всех мероприятий в деле о банкротстве, рассматривает жалобы на незаконные действия участников дела и может привлекать их к административной ответственности.

Компания в наблюдении продолжает обычную деятельность, но с некоторыми ограничениями: все сделки по передаче имущества балансовой стоимостью выше 5% производятся только с согласия временного управляющего. Обязательно согласуется получение и выдача займов (кредитов), поручительств, гарантий, уступка прав, перевод долга и иных сделок, направленных на отчуждение имущества должника.

Управляющий выясняет причины финансового неблагополучия компании, его текущее состояние и возможность расплатиться по долгам. Часто бывает, что предприятие к банкротству приводят преднамеренные действия ее менеджмента или собственников, о чем управляющий сообщает в правоохранительные органы.

Временный управляющий проводит первое собрание кредиторов, отчитывается перед ними о своей деятельности, причинах банкротства и текущем финансовом положении.

На основании отчета временного управляющего кредиторы на собрании решают дальнейшую судьбу компании: сможет ли она продолжать работать или нет.

Если кредиторы решают, что у компании нет возможности вернуться к работе, временный управляющий обращается в суд с ходатайством о переходе к следующей процедуре банкротства.

Финансовое оздоровление

Данная процедура в практике встречается достаточно редко, вводится для улучшения платежеспособности должника и погашения его долгов. Задолженность погашается на протяжении всей процедуры в соответствии с графиком, утвержденным судом.

Финансовое оздоровление длится не более двух лет, деятельность предприятия и расчеты с кредиторами контролирует административный управляющий, также назначаемый судом. Предприятие не вправе нарушать очередь погашения.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления вводится в отношении должника в случаях, когда кредиторами и судом установлена возможность восстановления платежеспособности организации. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, при введении внешнего управления полномочия руководителя организации прекращаются, и его функции выполняет внешний управляющий, утверждаемый судом.

Срок этой процедуры составляет 18 месяцев, однако он может быть продлен судом еще на шесть месяцев. Внешним управляющим разрабатывается план внешнего управления по проведению мероприятий в целях улучшения финансового положения предприятия.

Важно отметить, что в ходе процедуры внешнего управления расчеты с кредиторами не допускаются. Если по результатам внешнего управления платежеспособность должника будет восстановлена, суд принимает решение о переходе к расчетам с кредиторами.

В случае если суд приходит к выводу о том, что восстановить платежеспособность организации не представляется возможным, она признается судом банкротом, и в отношении нее открывается конкурсное производство.

Конкурсное производство

Конкурсное производство в отношении должника вводится, когда, несмотря на все старания кредиторов, арбитражного управляющего и суда, восстановить платежеспособность предприятия не удалось.

С момента введения конкурсного производства прекращаются все полномочия руководителя и иных органов управления организацией, в том числе внешнего управляющего, если ранее была введена процедура внешнего управления.

Более того, с момента утверждения судом конкурсного управляющего в течение трех дней руководитель должника и иные лица, выполняющие функции исполнительного органа, обязаны обеспечить передачу конкурсному управляющему:

–бухгалтерской и иной документации должника;

–печатей, штампов;

–материальных и иных ценностей.

Срок конкурсного производства составляет шесть месяцев, но по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего или иного лица, участвующего в деле о банкротстве, этот срок может продлеваться до шести месяцев. На практике процедура конкурсного производства может длиться годами, особенно если речь идет о крупных предприятиях, имеющих филиалы и иное имущество по всей стране или даже в других странах.

Основной целью этой процедуры является формирование конкурсной массы должника, за счет которой будут проводиться расчеты с кредиторами. В конкурсную массу включается все имущество должника, имеющееся как на дату введения процедуры, так и выявленное в ходе конкурсного производства.

В целях выявления имущества должника и формирования конкурсной массы конкурсный управляющий проводит инвентаризацию всего имущества компании, а в случае необходимости продажи – его оценку. После этого все выявленное имущество продается на торгах, а денежные средства от его продажи аккумулируются на одном расчетном счете. Все остальные счета компании закрываются конкурсным управляющим.

Еще одним важным инструментом формирования конкурсной массы является оспаривание сделок должника. Следует отметить, что законодательство о банкротстве устанавливает особую специфику и основания признания сделок недействительными.

Более того, в деле о банкротстве расширен и перечень самих действий, признаваемых сделками.

Например, в отличие от общегражданского понимания сделки, в банкротстве сделками признаются даже выплата заработной платы и/или совершение иных денежных операций.

По результатам формирования конкурсной массы должника конкурсный управляющий переходит к последовательному расчету с требованиями кредиторов. Требования подразделяются на два вида: текущие и реестровые платежи.

Текущие платежи необходимы для поддержания жизнедеятельности общества. Они появляются у должника уже после того, как принято заявление о признании его несостоятельным (банкротом).

Реестровые платежи являются основными платежами должника. Они возникли до банкротства.

В рамках каждого вида платежей существует своя очередность удовлетворения требований кредиторов. Она определяется характером обязательств должника.

К сожалению, крайне редко бывают ситуации, когда денежных средств, полученных от продажи имущества предприятия-банкрота, хватает для удовлетворения всех требований кредиторов.

Однако, если будет доказано, что подобная неблагоприятная ситуация у должника сложилась по вине директора или иных лиц, реально осуществлявших управление компанией, они будут привлечены к субсидиарной ответственности и/или с них будут взысканы убытки.

Это означает, что такие лица отвечают за все обязательства контролируемой организации своим собственным имуществом и деньгами.

По результатам завершения процедуры конкурсного производства должник подлежит ликвидации, а все неудовлетворенные требования считаются погашенными.

Мировое соглашение

На любой стадии дела о банкротстве, в ходе любой процедуры между компанией-должником и кредиторами возможно заключение мирового соглашения.

Вопрос о нем подлежит рассмотрению собранием кредиторов. Мировое соглашение может быть заключено по решению кредитора или кредиторов, обладающих не менее половины от общего числа кредиторов.

Утверждение мирового соглашения осуществляется судом, который в свою очередь обязан проверить, не нарушают ли положения такого соглашения прав кредиторов и третьих лиц, не противоречат ли они закону.

После утверждения судом мировое соглашение обязательно к исполнению для должника и всех кредиторов, даже для тех, кто ал против его заключения. В этом случае применяется принцип подчинения воле большинства.

Таким образом, процедура банкротства предприятия представляет собой сложный многоэтапный процесс, зачастую не имеющий ничего общего с привычной финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица.

Активное и правильное участие в процедуре банкротства компании дает возможность кредитору:

– отслеживать и своевременно принимать меры по недопущению незаконного вывода активов предприятия;

– оценивать реальные перспективы удовлетворения своих требований;

–самостоятельно выявлять скрытое имущество должника и требовать от конкурсного управляющего (или через суд) его возврата;

–не допускать создания контролируемой кредиторской задолженности путем мотивированных возражений на требования таких кредиторов.

Полное понимание специфики процедур банкротства и порядка их проведения позволяет предприятию-должнику:

–разработать стратегию восстановления платежеспособности;

–избежать рисков привлечения руководителя и собственников к субсидиарной ответственности и взыскания убытков;

–не допускать злоупотребления правами со стороны кредиторов.

Вне зависимости от того, находитесь ли вы на стороне организации-должника или кредитора, при участии в деле о банкротстве рекомендуется обращаться к профессиональным юристам с большим практическим опытом участия в делах о банкротстве предприятий.

1 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Источник: https://www.eg-online.ru/article/346087/

Что такое внешнее управление при банкротстве?

Внешнее управление как процедура банкротства. Одним из полномочий внешнего управляющего является

В соответствии с законодательной базой РФ, под банкротством подразумевается неспособность физического или юридического лица выполнять требования по своим финансовым обязательствам. Внешнее управление — особая, но не обязательная стадия банкротства, имеющая свои особенности.

Общие сведения

Признание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления.

В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу.

Цели и задачи внешнего управления

При введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:

  • восстановление платежеспособности предприятия;
  • погашение по мере возрастания платежеспособности требований кредиторов;
  • налаживание эффективного менеджмента, способного в будущем не допустить повторения ситуации.

Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда.

Права и обязанности внешнего управляющего

Эффективность деятельности напрямую зависит от наделения внешнего управляющего определенными правами, которых, в условиях нормальной хозяйственной деятельности, лишен отстраненный от должности руководитель.

Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 99 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве).

Одним из специфических полномочий внешнего управляющего при банкротстве является право заключения контрактов стоимостью до 20% от активов предприятия без согласия собственников.

А при заключении контрактов стоимостью более 20% активов. Стоит отметить, что сделку одобряют не собственники, а кредиторы предприятия.

План работы

Вновь назначенный внешний управляющий обязан в течение месяца разработать план мероприятий, направленных на оздоровление убыточного предприятия и восстановление его платежеспособности.

В этом плане отражаются:

  • мероприятия по восстановлению платежеспособности за счет реорганизации структуры расходов;
  • период, в котором ожидается получение эффекта оздоровления с календарным графиком мероприятий посредством внешнего управляющего при банкротстве;
  • меры по привлечению дополнительных инвестиций и взысканию дебиторской задолженности;
  • план по ожидаемым доходам.

План утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом.

Применяемые уполномоченным лицом меры

Для достижения поставленных целей можно:

  • сменить профиль деятельности юрлица;
  • прекратить работу убыточных филиалов и подразделений;
  • продать неиспользуемые в производстве активы;
  • заменить неиспользуемые активы более эффективными;
  • организовать взыскание дебиторской задолженности;
  • реорганизовать штатную структуру.

Большинство этих мероприятий не требуют согласия собственников. В своей деятельности внешний управляющий подотчетный только назначившему его арбитражному суду.

Особенности проведения мероприятий

Одной из особенностей проведения мероприятий по оздоровлению с помощью внешнего управляющего при банкротстве является существование права отказа от исполнения сделок должника, заключенных до инициации процедуры несостоятельности.

Это право закреплено в ст. 102 ФЗ №127.

Обязательным условием отказа от полного или частичного исполнения обязательств по договору является результат такого отказа – восстановление финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Предоставленное право на отказ от исполнения ранее заключенных договоров не лишает вторую сторону права требования возмещения понесенных убытков.

В этом случае такие кредиторы не включаются в реестр, если требования по возмещению не были заявлены ими до начала процедуры банкротства.

Возмещение производится за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов I – IV очередей, заявленных в реестре.

Отказ от исполнения договорных обязательств заявляется в отношении всех договоров с конкретным контрагентом, а не только по какому-либо конкретному договору. Нельзя отказываться от исполнения договоров, заключенных после назначения на должность.

Результативность проведения внешнего управления

Результативность стадии определяется по истечении срока, назначенного для вывода предприятия из кризиса. Внешний управляющий составляет отчет, который подлежит утверждению собранием кредиторов. Основным критерием эффективности его деятельности является полное восстановление работоспособности, погашение всей (или большей части) кредиторской задолженности.

В случае неэффективности его деятельности юрлицо вступает в следующую стадию процедуры – конкурсное производство, во время которого происходит фактическая ликвидация производства, распродажа всего его имущества и активов, увольнение работников и удовлетворение требований кредиторов за счет реализованных активов.

Правовые последствия

Правовые последствия при внешнем управлении могут носить двоякий характер:

  • положительный – когда в результате предпринятых мер произошло оздоровление предприятия;
  • отрицательный – когда предпринятые внешним управляющим меры не смогли сохранить организацию на плаву и повлекли его ликвидацию.

С точки зрения закона они не накладывают ответственности на лицо, назначенное арбитражным судом в качестве внешнего управляющего.

Невозможность спасти банкрота внешним управлением связана не столько с личностью и деловыми качествами, сколько с комплексом проблем, приведших к возникновению долга, неблагоприятной финансовой ситуацией, нестабильностью рынка, огромной кредиторской задолженности, которую невозможно погасить в отведенные для внешнего управления сроки.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/vneshnee-upravlenie-kak-procedura-bankrotstva.html

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление как процедура банкротства. Одним из полномочий внешнего управляющего является

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.

Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Источник: https://www.zakonrf.info/content/articles/vneshnee-upravlenie/

Юрист прав
Добавить комментарий