Законотворческий процесс в рф план егэ. Законодательный процесс в рф. Материальное и процессуальное право

Законотворческий процесс в рф план егэ. Законодательный процесс в рф

Законотворческий процесс в рф план егэ. Законодательный процесс в рф. Материальное и процессуальное право

Законодательныйпроцесс–порядок деятельности по созданию ипринятию закона или иного нормативногоакта.

Можновыделить четыреосновные стадииэтого процесса:

1)законодательная инициатива, т.е. внесениезаконопроекта или законопредложения;

2)рассмотрение законопроекта впарламентских палатах и комитетах(комиссиях);

3)принятие закона;

Законодательнаяинициатива– это официальное внесение в компетентныйорган парламента управомоченнымсубъектом законопроекта илизаконопредложения.Законопроект– текст будущего закона со всеми егоатрибутами (преамбулой, статьями,параграфами, точными формулировкаминорм и т.д.). Законопредложение– лишь идея или концепция будущегозакона.

ВРФ субъектами права законодательнойинициативы в соответствии со ст. 104Конституции РФ являются ПрезидентРФ, Совет Федерации, члены СоветаФедерации, депутаты ГосударственнойДумы, Правительство РФ, законодательные(представительные) органы субъектовРФ, а также Конституционный Суд РФ,Верховный Суд РФ, Высший АрбитражныйСуд РФпо вопросам их ведения.

Обсуждениезаконопроекта.Стадия обсуждения законопроекта, котороепроисходит на заседаниях палат парламента.Обсуждение законопроекта на пленарномзаседании проходит три чтения, в ходекоторых в его текст вносятся поправки.

Стадияпринятия законопроекта путем аниядепутатов парламента.ВРоссийской Федерации законы принимаютсяГосударственной Думой большинством от общего числа ее депутатов.

Стадияутверждения законопроекта.В соответствии с Конституцией РФ принятыйГосударственной Думой закон долженбыть втечение 5 дней передан на рассмотрениеСовета Федерации.

Федеральный закон считается одобреннымСоветом Федерации, если за негопроалоболее половины от общего числа членовэтой палаты.

В случае отклонения федерального законаСоветом Федерации палаты ФедеральногоСобрания могут создать согласительнуюкомиссию для преодоления возникшихразногласий.

24. Правительство России

ПравительствоРоссии— высший федеральный орган, осуществляющийисполнительную власть в России. СтатусПравительства и порядок его деятельностиопределены Главой 6-й Конституции ифедеральным конституционным законом«О Правительстве Российской Федерации»от 17 декабря 1997 годас позднейшими изменениями.

ПравительствоРоссийской Федерации осуществляет своюдеятельность на основе КонституцииРоссийской Федерации, федеральныхконституционных законов, федеральныхзаконов и нормативных указов ПрезидентаРоссийской Федерации.

Наосновании статьи 114 Конституции РоссийскойФедерации Правительство осуществляетследующие полномочия:

Разрабатываети представляет Государственной Думефедеральный бюджет и обеспечивает егоисполнение;

Обеспечиваетпроведение в государстве единойфинансовой, кредитной и денежнойполитики;

Обеспечиваетпроведение единой государственнойполитики в области культуры, науки,образования, здравоохранения, социальногообеспечения, экологии;

Осуществляетуправление федеральной собственностью;

Осуществляетмеры по обеспечению обороны страны,государственной безопасности, реализациивнешней политики государства;

Осуществляетмеры по обеспечению законности, прав исвобод граждан, охране собственностии общественного порядка, борьбе спреступностью;

Осуществляетиные полномочия, возложенные на негоКонституцией Российской Федерации,федеральными законами, указами ПрезидентаРоссийской Федерации.

ПравительствоРоссии состоит из ПредседателяПравительства России,заместителейПредседателя Правительства Россиии федеральныхминистров.

ПредседательПравительства Российской Федерацииназначается ПрезидентомРоссиис согласия Государственной думы.

ЗаместителиПредседателя Правительства и федеральныеминистрыназначаются на должность и освобождаютсяот должности Президентом РоссийскойФедерации по предложению ПредседателяПравительства.

Структурафедеральных органов исполнительнойвласти (Правительства РоссийскойФедерации)утверждается указом Президента РоссийскойФедерации на основании предложенияПредседателя Правительства, направляемогов течение недельного срока после егоназначения.

Право – система общеобязательных, закрепленных силой государственного принуждения норм. Еще в Древнем Риме выделяли две основные системы права – частное и публичное. Частное право защищает интересы отдельного гражданина (например, его имущественные интересы). Публичное – всего общества в целом (например, карает преступников).

Система права включает в себя нормы, институты и отрасли:

Отрасль права – самая большая структурная единица правовой системы. Отрасль права – большая группа норм, регулирующая важный вид общественных отношений. Например, это конституционное, административное, уголовное, налоговое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, гражданское право.

Источник: https://passport13.com/sun/zakonotvorcheskii-process-v-rf-plan-ege-zakonodatelnyi/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Законотворческий процесс в рф план егэ. Законодательный процесс в рф. Материальное и процессуальное право

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Система права
Нормы права
– это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определённые правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений
Правовой институт
– это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношений
Отрасль права
– совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.

Классификация норм права

Критерии классификацииГруппы и виды норм
по предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений)– конституционно-правовые; – гражданско-правовые; – уголовно-правовые;

– административно-правовые и т.д.

по юридической силе– нормы законов;
– нормы подзаконных актов
по характеру содержащихся в их тексте правил поведения– обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия); – запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий);

– управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определённых положительных действий)

по действию во времени– неопределённо длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени); – временные нормы (период их действия определён в нормативно-правовом акте);

– чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций)

по кругу субъектов– общие (распространяют своё действие на всю группу субъектов права); – специальные (регулируют поведение конкретного, определённого круга субъектов права);

– исключительные (распространяются на отдельных субъектов права)

по пределам действия норм в пространстве– общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму);
– нормы местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом)
по способу установления– императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений); – диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей); – рекомендательные: устанавливают варианты желательного для государства поведения;

– поощрительные – меры поощрения за одобряемое государством поведение субъектов

по функциональному назначению– материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников);
– процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм)
по социальному назначению– учредительные (нормы — принципы) – регулятивные (нормы — правила поведения) – охранительные (нормы – стражи) – обеспечительные (нормы — гарантии) – декларативные (нормы — объявления) – дефинитивные (нормы — определения) – коллизионные (нормы — арбитры)

– оперативные (нормы — инструменты)

Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Структура нормы права
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применениюДиспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельствСанкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст.

104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;

3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием. Принятые парламентом законы направляются главе государства – Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном ании должен получить 2/3 депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/sistema_prava

Юрист прав
Добавить комментарий